42. Аудит готовой, отгруженной и реализованной продукции. Отгруженной и отпущенной продукцией считают продукцию и услуги, которые переданы покупателю, платежные документы на которые сданы в банк, но не оплачены покупателем.
Положением о составе затрат установлено, что выручку от реализации произведенной продукции, выполненного объема работ и оказанных услуг можно определить одним из следующих двух способов:
по мере ее оплаты (при безналичных расчетах при поступлении средств на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными по поступлении средств в кассу);
отгружена продукция покупателям Д45 К40,41
оплачена реал. прод-ия по продажн. ценам Д50,51,52 К46
списана с/с реал. прод. Д46 К45
начислен НДС Д46 К68
фин. рез. Прибыль Д46 К80
по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
отгружена ГП и предъяв. расчетн. док-ты Д62 К46
спис с/с отгруж прод-ии - Д46 К40,20,23,26
начислен НДС Д46 К68
прибыль Д46 К80
оплата реализ прод-ии покупателем Д50,51,52 К62
Способ выбирается в зависимости от условий хозяйствования и заключаемых договоров, устанавливается на длительный период и отражается в учетной политике.
При проверке организации учета отгрузки и реализации продукции необходимо установить и проверить:
наличие договоров на поставку готовой продукции и правильность их оформления;
правильность оформления документов и применяемых цен;
соблюдение способа определения выручки по счетам 46, 47, 48;
ведение синтетического и аналитического учета по счетам 45, 46, 47, 48, 62, 64 и др.;
ведение ведомостей № 16, 16/1 и журнала-ордера № 11 (при применении журнально-ордерной формы учета).
При аудите операций по отгрузке и реализации продукции необходимо обратить внимание на учет расходов, связанных со сбытом продукции. Такие расходы называются коммерческими (внепроизводственными) и учитываются на счете 43 "Коммерческие расходы".
Коммерческие расходы включают: затраты на тару и упаковку; транспортные расходы по сбыту продукции; комиссионные сборы и отчисления; затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты; стоимость образцов товаров; прочие расходы по сбыту.
При контроле ведения учета по счету 43 необходимо проверить:
обоснованность включения затрат в состав коммерческих расходов;
соблюдение нормативных расходов на рекламу;
соблюдение основных положений по учету тары;
правильность составления бухгалтерских проводок.