Журнальная литература предшествует научной в том смысле, что направляет внимание читающей публики. Способом направить внимание читающей публики является система научных жанров, которые делятся по смысловому содержанию на три категории: а) сообщения о житейских и литературных событиях: информация и аннотации; б) сообщения о системе публикаций: библиография и обзор (литературы); в) аналитические материалы, соотносящие события (житейские и литературные) и систему публикаций: рецензия и обзор (аналитический). Поскольку журналисти ка представляет собой повременные издания и с точки зрения речевого этоса воспроизведения повременных изданий невозможны, то существует еще одна предметная связь процесса журнальных публикаций с литературой неповремен ной (т.е. научной и художественной) --- включение сочинений и других материалов, например документов, писем, фольклорных текстов и т. п., в повременный текст в качестве образцов словесных текстов. Образцовые тексты, включенные в повременные издания, играют роль примеров в составе целого текста повременного издания. Этим удостоверяется факт существова ния данного и подобных текстов, иллюстрирующих программу повременного издания. Собственно журнальные жанры (информация, библиография, аннотации, рецензии, обзоры) создаются и сопоставля ются в целом выпуске журнала или газеты в соответствии с общей программой издания и основной мыслью данного выпуска повременного издания. Схема 4.24 (с. 430) иллюстрирует сложность смысловой конструкции журнального текста. Схема 4.24
Таким образом, выбор образцового сочинения, как показано схемой 4.25, и его публикация дают мощную смысловую конструкцию. Схема 4.25
Этот сложный смысл дан читателю неявно для ориентировки. Ориентировочна деятельность внушается читателю неявно как система символизаций: информация --- не событие, а символ события, аннотация --- символ текста. Рецензия и обзор (аналитический) --- частичное раскрытие смысла символа. Библиография и обзор --- среда, в которой надо ориентироваться, образцовые сочинения или документный текст --- факты, символизи рующие развитие ситуации. Этими средствами читатель включается в языковую и предметную среду и ему предлагается совершить выбор линии поведения . Поэтому журналистика разделяет читающую публику на группы, предпочитающие те или иные издания и склонные к определенному типу ориентационного поведени под воздействием новых, "вводных", т.е. новых неповторных, сигналовстимулов, которые требуют от читателя умственной и внешней поведенческой реакции. Это разделение читателя на группы теперь называется вкусами публики. Слово вкус применительно к сочинениям появляется только со становлением журналистики. Оно начинает относится не только к речевым произведениям, но и к языковой системе. Развитие риторики теперь определяется вкусом так же, как и развитие грамматики. Рассмотрение понятия "вкус", в том числе хороший вкус, начинает заменять классические требования к речи: краткость, полнота, удобопонятность (чистота) - или надстраиваться над этими понятиями. Вкус может предпочитаться, но не обсуждаться. Хороший и дурной вкус есть не эстетическая оценка речи, а эстетическое соответствие речи развитию стиля и моды. Поэтому речь развлекательной литературы, основанной на вымысле, становитс важной как носитель стиля поведения в целом, в частности речевого. Система жанров художественной литературы делится по формам на стизовую речь (стихотворения, поэмы, стих в прозе), верлибр, нестиховую речь (рассказ, повесть, роман). Как видно, в центре системы жанров лежит верлибр, относительно которого определяется стих и проза. Это соотношение представлено в таблице 4.9. Таблица 4.9
Распределение жанровых форм показывает, что развлекательная, художественна речь направлена на разработку соотношений семантических и фонических качеств речи вне соотношения их с предметно-логическим содержанием. Художественна речь в своем содержании, как и фолклор , есть речь ни о ком, так как характеры и их имена и лирический герой вымышлены (их имена не входят в документную регистрацию населения). И стиховая, и нестиховая речь считают себя продолжателями фольклорной песенной (лирика), повествовательной (эпос) и синкретически-действовательной (драма) традиций. Эта классификация Аристотеля, которая стала успешно прилагаться к новой художественной литературе и объяснять ее жанровые формы как продолжение фольклорных и античных традиций, истолковывает постоянство, привычность и ограниченность сюжетных содержаний и лирических настроений. Они варьируютс в пределах определенного набора инвариантов, определяемых литературной традицией. Это значит, что не построение нового содержания, а воплощение вкуса, создание новых категорий вкуса составляет содержание художественной литературы, в отличие от фольклора и античной литературы. Средством создани новых категорий вкуса является создание новаций в сочетании фонических и семантических качеств речи. Эти новации тем виднее, чем традиционнее предметно образное содержание художественного произведения. Эти соотношения в речевом логосе печатной литературы подкрепляются и исходят из авторского и издательского права. Таблица 4.10 показывает, как выглядит система печатной литературы применительно к речевому логосу. Таблица 4.10
Предметно-логическое новое относится к научной и журнальной литературе, стилистическое новое относится к художественной литературе как авторские стили (сочетания фонической и смысловой сторон речи) и к научной литературе как создание новых жанровых форм, фразеологии и терминологии, но не к журналистике, которая только оперирует этими новациями. Символическое новое характеризует динамику вкусов. Оно характерно для художественной и журнальной литературы. В соответствии с теми различиями, которые развивает на основе сочинений печатная литература, складывают ся изменения учебного предмета: вопервых, развивается система профессиональной школы, вовторых, в общее образование вводятся специальные предметы --- физкультура, естественные науки, гуманитарные общественные науки (история, география, социология), втретьих, изучение языка ведется на текстах художественной литературы, вчетвертых, из учебных предметов постепенно исключается преподавание морали, и основы рукописной литературы становятся не предметом позитивного образования, а предметом истории языка, в крайнем выражении, исторической грамматики. Соответственно этому изменяется состояние аудитории. Она делится на верующих людей и атеистов, между которыми образуется обширная прослойка сомневающих ся, создателей новых культов, экстрасенсов и др. В другом представлении люди делятся на специалистов в том или ином виде знаний и практических искусств. В третьем люди разделяются по символико-программным предпочте ниям, порожденным журналистикой. Этот конгломерат в качестве высшего духовного блага ставит новизну в научном знании, в художественных вкусах и в политиковкусо вых предпочтениях. Аудитория печатной речи целиком моделирована мощью тиражного текста. Речевой логос в массовой коммуникации --- не до конца ставшее явление, так как компьютерные технологии и мультимедиа пока не являются ставшей формой. Поэтому о речевом логосе в массовой коммуникации можно высказать только предварительные замечания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общие места, присущие журналистике» з дисципліни «Теорія риторики»