Словом "словесность" в теории словесности называется весь массив произведений словесности, а словами "произведение словесности" называется отдельное законченное высказывание, когда замысел автора полностью выражен доступными ему средствами и принят адресатами речевой коммуникации, которым данное высказывание предназна чалось. Принципы классификации в теории словесности эвристичны. Это значит, что в теории словесности учитывается несхожесть различных классов произведений словесности с точки зрения: их общей модальности --- отношения содержания цельного произведения к действительности; их формуляра --- общего композиционного строения, обусловливающего понятность и приемлемость данного произведения словесности для аудитории, которой оно предназначалось; выбора слов, обеспечивающего стилистическое совершенство --- краткость, понятность, чистоту речи в использовании общепринятых и общепонятных слов. Эти три критерия --- должная модальность , должная формулярность и должный выбор слов в конкретных их качествах --- различают классы словесных произведений. Сходным образом в теории словесности объясняется различие всех классов словесных произведений (произведений словесности), когда эмпирически обнаруживаются их существенные дифференциальные признаки. В риторике как учении об обществе, связанном речью, существенные признаки, различающие виды речи, рассматриваются с точки зрения способности данного вида речи объединять сообщество людей, формировать его и управлять им. Поэтому теоретико-словесная классификация и признаки произведений словесности рассматриваются в риторике как производные от фактурных свойств речи. Для риторики существенна фактура произведений словесности, т. е. материал речи с его коммуникативными свойствами. Фактура речи обусловливает коммуникативные и выразительные свойства произведений словесности. Фактурные свойства речи позволяют риторике рассматривать речевые отношения между людьми. Назовем классами речедеятелей группы людей, различающиеся по характеру их участия в речевой деятельности. Например, говорящие и слушающие, грамотные и неграмотные и подобное. Один человек или организация, создающая или воспринимающая или передающая речь, являясь речедеятелями или классами речедеятелей, могут входить в разные классы речедеятелей в зависимости от характера их функций в речевой деятельности . Но это не уничтожает классной организации речедеятелей, так как вхождение в класс означает несение определенных обязанностей, определяемых в конечном счете фактурой речи. Так, класс грамотных всегда владеет устной речью наряду с письменной, но в пределах письменной речи у него возникают особые обязанности в построении, передаче и получении речи. Например, грамотный должен уметь составить и прочитать письмо, создать документ, переписать текст и т. д. Эти обязанности не могут распространяться на неграмотных. Классы речедеятелей составляют речевую структуру общества. Речевая структура общества осложняется по мере развития словесности и ее видов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сведения из истории словесности» з дисципліни «Теорія риторики»