Подростковый возраст характеризуется как переходный, крикризисный и имеющий важнейшее значение в становлении личности и организма человека. При этом происходит расширение социальной сферы, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много актуально действующих потребностей, которые не могут быть реализованы в условиях слабой социальной зрелости подростков. Таким образом, в этот критический период неудовлетворение потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно. Кризис подросткового возраста отличается и еще в одном, весьма существенном отношении. Дело в том, что в младших возрастах ограничение ряда потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями (запретами взрослых, не изменившимся образом жизни ребенка, сковывающим его активность, и т. п.). В кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические особености (привычки, черты характера и прочее), часто мешающие подростку достичь желаемого и избранного им образца. Следует отметить, что ведущей психологической особенностью в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости. Физическое возмужание и физиологические изменения в организме дают подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. В этом случае может начаться борьба за признание своих прав, за свою самостоятельность в выборе и свое право быть признанным равным, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В период полового созревания эмоции, поведение и реакции подростков порой приводят взрослых в замешательство, вызывают раздражение, негодование, возмущение, гнев. Кроме того, у взрослых возникает чувство растерянности и несостоятельности, так как слова и методы воздействия, которые раньше «срабатывали», теперь, увы, дают обратную реакцию. В этой ситуации необходимо остановиться и задуматься, понять, что ребенок вступает в какойто новый период, и попробовать помочь ему пройти его с наименьшими потерями. Переходный период делится на две стадии: подростковый период (9–14 лет) и юношество (14–19 лет). По завершении этого периода все молодые люди становятся биологически и сексуально зрелыми. Это время быстрых изменений организма, физических параметров развития, отношений, ценностей и интеллекта. В этом периоде у подростков существуют следующие потребности: стать независимым от своих родителей; установить новые социальные и деловые отношения как с ровесниками, так и с взрослыми; приспособиться к половой зрелости и изменяющимся ролям; распланировать будущее; подготовиться к гражданской ответственности; почувствовать значимость своей личности; определить философию жизни вместе с моральными устоями и стандартами, сложившимися в обществе. Эрик Эриксон считал, что перед тем, как ребенок успешно покинет безопасное детство и зависимость от других, он должен иметь какоелибо понятие о том, кто он, куда он идет и чего он там достигнет. Переход может быть бурным или спокойным. Многое зависит от подготовленности к этим изменениям.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общая характеристика подросткового возраста» з дисципліни «Консультації з питань репродуктивного здоров'я»