ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Фізика » Теоретична фізика у 10 томах

Странный аттрактор
Исчерпывающей теории возникновения турбулентности в раз-
личных типах гидродинамических течений в настоящее время
еще не существует. Был выдвинут, однако, ряд возможных сце-
нариев процесса хаотизации движения, основанных главным об-
разом на компьютерном исследовании модельных систем диф-
ференциальных уравнений, и частично подтвержденных реаль-
ными гидродинамическими экспериментами. Дальнейшее изло-
жение в этом и следующем параграфах имеет своей целью лишь
дать представление об этих идеях, не входя в обсуждение соот-
ветствующих компьютерных и экспериментальных результатов.
Отметим лишь, что экспериментальные данные относятся к гид-
родинамическим движениям в ограниченных объемах; именно
такие движения мы и будем иметь в виду ниже 2) .
Прежде всего сделаем следующее общее важное замечание.
При анализе устойчивости периодического движения интерес-
ны лишь те мультипликаторы, которые по модулю близки к 1 —
именно они при небольшом изменении R могут пересечь еди-
ничную окружность. Для течения вязкой жидкости число та-
ких «опасных» мультипликаторов всегда конечно по следующей
причине. Допускаемые уравнениями движения различные ти-
пы (моды) возмущений обладают разными пространственными
масштабами (т. е. длинами расстояний, на которых существенно
меняется скорость V2). Чем меньше масштаб движения, тем
1)По английской терминологии — frequency locking.
) Фактически речь идет о тепловой конвекции в ограниченных объемах и
о куэттовском движении между двумя коаксиальными цилиндрами конеч-
ной длины. Теоретические представления о механизме турбулизации погра-
ничного слоя и следа за обтекаемым конечным телом в настоящее время еще
слабо развиты, несмотря на накопленный значительный экспериментальный
материал.
§ 31 СТРАННЫЙ АТТРАКТОР 163
больше градиенты скорости в нем и тем сильнее оно тормозится
вязкостью. Если расположить допустимые моды в порядке убы-
вания их масштабов, то опасным может оказаться только неко-
торое конечное число первых из них; достаточно далекие в этом
ряду заведомо окажутся сильно затухающими, т. е. им будут
отвечать малые по модулю мультипликаторы. Это обстоятель-
ство позволяет считать, что выяснение возможных типов потери
устойчивости периодическим движением вязкой жидкости мо-
жет производиться по существу так же, как и анализ устойчиво-
сти периодического движения диссипативной дискретной меха-
нической системы, описываемой конечным числом переменных
(в гидродинамическом аспекте этими переменными могут, на-
пример, быть амплитуды компонент разложения поля скоростей
в ряд Фурье по координатам). Соответственно этому становится
конечномерным и пространство состояний.
С математической точки зрения речь идет об исследовании
эволюции системы, описываемой уравнениями вида
x(t)=F(x), C1.1)
где х(?) — вектор в пространстве п величин х^1\ х^2\ ... , х^п\
описывающих систему; функция F зависит от параметра, изме-
нение которого может приводить к изменению характера дви-
жения х) . Для диссипативной системы дивергенция вектора х в
х-пространстве отрицательна, чем выражается сокращение объ-
емов х-пространства при движении 2) :
divx(t) = divF(x) = dF^/дх^ < 0. C1.2)
Вернемся к обсуждению возможных результатов взаимодей-
ствия разных периодических движений. Явление синхронизации
упрощает движение. Но взаимодействие может разрушить ква-
зипериодичность также и в направлении существенного услож-
нения картины. До сих пор молчаливо подразумевалось, что при
потере устойчивости периодическим движением возникает в до-
полнение к нему другое периодическое движение. Логически же
это вовсе не обязательно. Ограниченность амплитуд пульсаций
скорости обеспечивает лишь ограниченность объема пространства
состояний, внутри которого располагаются траектории, соответ-
ствующие установившемуся режиму течения вязкой жидкости,
но как выглядит картина траекторий в этом объеме априори ни-
чего сказать нельзя. Траектории могут стремиться к предельному
1) По математической терминологии функцию F называют векторным по-
лем системы. Если оно не зависит явно от времени (как в C1.1)), систему
называют автономной.
) Напомним, что для гамильтоновой механической системы эта диверген-
ция равна нулю согласно теореме Лиувилля; компонентами вектора х явля-
ются при этом обобщенные координаты q и импульсы р системы.
164 ТУРБУЛЕНТНОСТЬ ГЛ. Ill
циклу или к незамкнутой намотке на торе (соответственно об-
разам периодического или квазипериодического движений), но
могут вести себя и совершенно по-иному — сложно и запутанно.
Именно эта возможность чрезвычайно существенна для понима-
ния математической природы и выяснения механизма возникно-
вения турбулентности.
Представить себе сложное и запутанное поведение траекто-
рий внутри ограниченного объема, куда траектории только вхо-
дят, можно, если предположить, что все траектории в нем неус-
тойчивы. Среди них могут быть не только неустойчивые циклы,
но и незамкнутые траектории бесконечно блуждающие внутри
ограниченной области, не выходя из нее. Неустойчивость означа-
ет, что две сколь угодно близкие точки пространства состояний,
передвигаясь в дальнейшем по проходящим через них траекто-
риям, далеко разойдутся; первоначально близкие точки могут
относиться и к одной и той же траектории: ввиду ограниченно-
сти области незамкнутая траектория может подойти к самой себе
сколь угодно близко. Именно такое сложное, нерегулярное пове-
дение траекторий и ассоциируется с турбулентным движением
жидкости.
Эта картина имеет еще и другой аспект — чувствительная
зависимость течения от малого изменения начальных условий.
Если движение устойчиво, то малая неточность в задании на-
чальных условий приведет лишь к аналогичной неточности в
определении конечного состояния. Если же движение неустойчи-
во, то исходная неточность со временем нарастает и дальнейшее
состояние системы уже невозможно предвидеть (Н.С. Крылов,
1944; М. Вот, 1952).
Притягивающее множество неустойчивых траекторий в про-
странстве состояний диссипативной системы действительно мо-
жет существовать (Е. Lorenz, 1963); его принято называть сто-
хастическим, или странным аттрактором г) .
На первый взгляд, требование о неустойчивости всех тра-
екторий, принадлежащих аттрактору, и требование о том, что-
бы все соседние траектории при t —>> оо к нему стремились,
кажутся несовместимыми, поскольку неустойчивость означает
разбегание траекторий. Это кажущееся противоречие устраня-
ется если учесть, что траектории могут быть неустойчивыми по
одним направлениям в пространстве состояний и устойчивыми
(т. е. притягивающими) по другим. В n-мерном пространстве
Х)В отличие от обычных аттракторов (устойчивые предельные циклы,
предельные точки и т. п.); название, аттрактора «странный» связано со
сложностью его структуры, о которой будет идти речь ниже. В физиче-
ской литературе термином «странный аттрактор» обозначают и более слож-
ные притягивающие множества, содержащие помимо неустойчивых также и
устойчивые траектории, но со столь малыми областями притяжения, что ни
в физическом, ни в численном экспериментах их нельзя обнаружить.
§31
СТРАННЫЙ АТТРАКТОР
165
Седловая
траектория
---... hit)
ti@)
Рис. 19
состояний траектории, принадлежащие странному аттрактору,
не могут быть неустойчивы по всем (п — 1)-направлениям (од-
но направление отвечает движению вдоль траектории), так как
это означало бы непрерывный рост начального объема в про-
странстве состояний, что для диссипативной системы невозмож-
но. Следовательно, по одним направлениям соседние траектории
стремятся к траекториям
аттрактора, а по другим —
неустойчивым — от них ухо-
дят (рис. 19). Такие тра-
ектории называют седловы-
ми, и именно множество та-
ких траекторий составляет
странный аттрактор.
Странный аттрактор
может появиться уже после
нескольких бифуркаций возникновения новых периодов: даже
сколь угодно малая нелинейность может разрушить квазиперио-
дический режим (незамкнутая обмотка на торе), создав на торе
странный аттрактор (D. Ruelle, F. Tokens, 1971). Это, однако,
не может произойти на второй (начиная с разрушения стацио-
нарного режима) бифуркации. При этой бифуркации появляется
незамкнутая обмотка на двумерном торе. Учет малой нелинейно-
сти не разрушает тора, так что странный аттрактор должен был
бы быть расположен на нем. Но на двумерной поверхности невоз-
можно существование притягивающего множества неустойчивых
траекторий. Дело в том, что траектории в пространстве состо-
яний не могут пересекаться друг с другом (или сами с собой);
это противоречило бы причинности поведения классических си-
стем: состояние системы в каждый момент времени однозначно
определяет ее поведение в следующие моменты. На двумерной
поверхности невозможность пересечений настолько упорядочи-
вает поток траекторий, что его хаотизация невозможна.
Но уже на третьей бифуркации возникновение странного ат-
трактора становится возможным (хотя и не обязательным!).
Такой аттрактор, приходящий на смену трехчастотному квази-
периодическому режиму, расположен на трехмерном торе
(S. Newhouse, D. Ruelle, F. Tokens, 1978).
Принадлежащие странному аттрактору сложные, запутанные
траектории расположены в ограниченном объеме пространства
состояний. Классификация возможных типов странных аттракто-
ров, которые могут встретиться в реальных гидродинамических
задачах, в настоящее время неизвестна; неясны даже критерии,
на которых должна была бы основываться такая классификация.
Существующие знания о структуре странных аттракторов осно-
ваны в основном лишь на изучении примеров, возникающих при
166 ТУРБУЛЕНТНОСТЬ ГЛ. Ill
компьютерном решении модельных систем обыкновенных диф-
ференциальных уравнений, довольно далеких от реальных гид-
родинамических уравнений. О структуре странного аттрактора
можно, однако, высказать некоторые общие суждения, следую-
щие уже из неустойчивости (седлового типа) траекторий и дис-
сипативности системы.
Для наглядности будем говорить о трехмерном пространстве
состояний и представлять себе аттрактор расположенным вну-
три двумерного тора. Рассмотрим пучок траекторий на пути
к аттрактору (ими описываются переходные режимы движения
жидкости, ведущие к установлению «стационарной» турбулент-
ности). В поперечном сечении пучка траектории (точнее —их
следы) заполняют определенную площадь; проследим за изме-
нением величины и формы этой площади вдоль пучка. Учтем,
что элемент объема в окрестности седловой траектории в одном
из (поперечных) направлений растягивается, а в другом —сжи-
мается; ввиду диссипативности системы сжатие сильнее, чем ра-
стяжение—объемы должны уменьшаться. По ходу траекторий
эти направления должны меняться — в противном случае траек-
тории ушли бы слишком далеко (что означало бы слишком боль-
шое изменение скорости жидкости). Все это приведет к тому, что
сечение пучка уменьшится по площади и приобретет сплющен-
ную, и в то же время изогнутую форму. Но этот процесс должен
происходить не только с сечением пучка в целом, но и с каж-
дым элементом его площади. В результате сечение пучка разби-
вается на систему вложенных друг в друга полос, разделенных
пустотами. С течением времени (т. е. вдоль пучка траекторий)
число полос быстро возрастает, а их ширины убывают. Возника-
ющий в пределе t —>> оо аттрактор представляет собой несчет-
ное множество бесконечного числа не касающихся друг друга
слоев —поверхностей, на которых располагаются седловые тра-
ектории (своими притягивающими направлениями обращенные
«наружу» аттрактора). Своими боковыми сторонами и своими
концами эти слои сложным образом соединяются друг с дру-
гом; каждая из принадлежащих аттрактору траекторий блужда-
ет по всем слоям и по прошествии достаточно большого времени
пройдет достаточно близко к любой точке аттрактора (свойство
эргодичности). Общий объем слоев и общая площадь их сечений
равны нулю.
По математической терминологии, такие множества по одно-
му из направлений относятся к категории канторовых. Именно
канторовость структуры следует считать наиболее характерным
свойством аттрактора и в более общем случае n-мерного (п > 3)
пространства состояний.
Объем странного аттрактора в своем пространстве состояний
всегда равен нулю. Он может, однако, быть ненулевым в дру-
§ 31 СТРАННЫЙ АТТРАКТОР 167
гом пространстве — меньшей размерности. Последнее определя-
ется следующим образом. Разобьем все n-мерное пространство
на малые кубики с длиной ребра е и объемом еп. Пусть N(e) —
минимальное число кубиков, совокупность которых полностью
покрывает аттрактор. Определим размерность D аттрактора как
предел :)
2^(?) C1.3)
V J
Существование этого предела означает конечность объема ат-
трактора в D-мерном пространстве: при малом е имеем N(e) ~
« Ve~D (где V — постоянная), откуда видно, что N(e) можно
рассматривать как число D-мерных кубиков, покрывающих в
D-мерном пространстве объем V. Определенная согласно C1.3)
размерность не может, очевидно, превышать полную размер-
ность п пространства состояний, но может быть меньше его и,
в отличие от привычной размерности, может быть дробной;
именно такова она для канторовых множеств 2) .
Обратим внимание на следующее важное обстоятельство. Ес-
ли турбулентное движение уже установилось (течение «вышло
на странный аттрактор»), то такое движение диссипативной си-
стемы (вязкой жидкости) в принципе не отличается от стохасти-
ческого движения бездиссипативной системы с меньшей размер-
ностью пространства состояний. Это связано с тем, что для уста-
новившегося движения вязкая диссипация энергии в среднем за
большое время компенсируется энергией, поступающей от сред-
него течения (или от другого источника неравновесности). Сле-
довательно, если следить за эволюцией во времени принадлежа-
щего аттрактору элемента «объема» (в некотором пространстве,
размерность которого определяется размерностью аттрактора),
то этот объем в среднем будет сохраняться — его сжатие в одних
направлениях будет в среднем компенсироваться растяжением
за счет расходимости близких траекторий в других направле-
ниях. Этим свойством можно воспользоваться, чтобы получить
иным способом оценку размерности аттрактора.
Ввиду упомянутой уже эргодичности движения на странном
аттракторе, его средние характеристики могут быть установле-
ны путем анализа движения уже вдоль одной принадлежащей
аттрактору неустойчивой траектории в пространстве состояний.
1) Эта величина известна в математике как предельная емкость множества.
Ее определение близко к определению так называемой хаусдорфовой (или
фрактальной) размерности.
2) Покрывающие множество n-мерные кубики могут оказаться «почти пу-
стыми»; именно поэтому может быть D < п. Для обычных множеств опре-
деление C1.3) дает очевидные результаты. Так, для множества N изолиро-
ванных точек имеем N(s) = N и D = 0; для отрезка L линии: N(s) = L/e,
D = 1; для площадки S двумерной поверхности: N(e) = S/e2, D = 2, и т. д.
168 ТУРБУЛЕНТНОСТЬ ГЛ. Ill
Другими словами, предполагаем, что индивидуальная траекто-
рия воспроизводит свойства аттрактора, если двигаться по ней
бесконечно долгое время.
Пусть х = xq(?) —уравнение такой траектории, одно из ре-
шений уравнений C1.1). Рассмотрим деформацию «сферическо-
го» элемента объема при его перемещении вдоль этой траекто-
рии. Она определяется уравнениями C1.1), линеаризованными
по разности ? = х — xg(t) — отклонению траекторий, соседних с
данной. Эти уравнения, написанные в компонентах, имеют вид
C1.4)
x=xo(t)
При сдвиге вдоль траектории элемент объема в одних направле-
ниях сжимается, в других растягивается и сфера превращается
в эллипсоид. По мере движения вдоль траектории как направ-
ления полуосей эллипсоида, так и их длины меняются; обозна-
чим последние через /s(t), где индекс s нумерует направления.
Ляпуновскими характеристическими показателями называют
предельные значения
= цт IlnM*) C1.5)
- --- t /(о) ' v J
где /@) — радиус исходной сферы (в момент времени, условно вы-
бранный как t = 0). Определенные таким образом величины —
вещественные числа, число которых равно размерности п про-
странства. Одно из этих чисел (отвечающее направлению вдоль
самой траектории) равно нулю :) .
Сумма ляпуновских показателей определяет среднее вдоль
траектории изменение элементарного объема в пространстве со-
стояний. Локальное относительное изменение объема в каждой
точке траектории дается дивергенцией divx = div? = Aa(t).
Можно показать, что среднее вдоль траектории значение дивер-
генции 2)
ь п
lim - fdiv^dt = y^Ls. C1.6)
;^оо t J *^
Для диссипативной системы эта сумма отрицательна — объемы
в n-мерном пространстве состояний сжимаются. Размерность же
:) Разумеется, решение уравнений C1.4) (с заданными начальными усло-
виями при t = 0) фактически описывает соседнюю траекторию лишь до тех
пор, пока все расстояния ls(t) остаются малыми. Это обстоятельство, од-
нако, не лишает смысла определение C1.5), в котором используются сколь
угодно большие времена: для всякого большого t можно выбрать настолько
малое /@), что линеаризованные уравнения останутся справедливыми для
всего этого времени.
2) См.: Оселедец В.И. // Тр. Московск. матем. Общества. 1968. Т. 19. С. 179.
§ 32 ПЕРЕХОД К ТУРБУЛЕНТНОСТИ 169
странного аттрактора определим таким образом, чтобы в «его
пространстве» объемы в среднем сохранялись. Для этого распо-
ложим ляпуновские показатели в порядке L\ ^ L2 ^ • • •
... ^ Ln и учтем столько устойчивых направлений, сколько на-
до для компенсации растяжения сжатием. Определенная таким
образом размерность аттрактора (обозначим ее через Dl) будет
лежать между т и т +1, где т — число показателей в указанной
последовательности, сумма которых еще положительна, но после
прибавления Lm+i становится отрицательной :) . Дробная часть
размерности Dl = т + d (d < 1) находится из равенства
Е-
C1.7)
(F. Ledrappier, 1981). Поскольку при вычислении d учитывают-
ся лишь наименее устойчивые направления (отбрасываются наи-
большие по абсолютной величине отрицательные показатели Ls в
конце их последовательности), то даваемая величиной Dl оцен-
ка размерности есть, вообще говоря, оценка сверху. Эта оцен-
ка открывает, в принципе, путь для определения размерности
аттрактора по экспериментальным измерениям временного хода
пульсаций скорости в турбулентном потоке.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Странный аттрактор» з дисципліни «Теоретична фізика у 10 томах»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Формування і використання резерву для відшко-дування можливих втр...
Програмне забезпечення для захисту інформації персональних комп’ю...
. Аудит податку на додану вартість сільськогосподарських товарови...
Інвестиції у виробничі фонди
МОНІТОРИНГ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ


Категорія: Теоретична фізика у 10 томах | Додав: koljan (29.11.2013)
Переглядів: 618 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП