ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Міжнародні відносини » Китай: Наростаюча загроза

Господство в Азии: развал альянса между США и Японией
(2008—2012) Следующим приоритетом китайской внешней политики после получения контроля над Тайванем и нейтрализации Южной Кореи станет разрушение союза США и Японии в сфере безопасности. Это фактически будет означать прекращение военного присутствия США в Восточной Азии и превращение Китая в господствующую силу в регионе. Китайская стратегия достижения этой цели будет, очевидно, включать три этапа. Первый — заверения Японии в своих мирных намерениях. Второй — стимулирование политических и деловых групп Японии для оказания давления на собственное правительство в целях проведения «независимой» или «нормальной» внешней политики, означающей прекращение союза с США, и третий — проведение в необходимых пределах тайной дипломатии угроз и действий, направленных против правительства Японии.
Китай: тайная стратегия ...

425
Примером китайской политики заверений является предложение председателя Цзян Цзэминя создать «конструктивное стратегическое китайско-японское партнерство XXI века» (130). В ходе визитов председателя Цзян Цзэминя в Японию в 1998 году и премьера Обути в Китай в 1999-** стороны обсуждали важность расширения и без того многогранного экономического сотрудничества. Многие годы Япония осуществляла в Китае программы прямых инвестиций, оказывала большую помощь, развивала торговлю. Перед этими встречами на высшем уровне Япония сообщила, что она предоставила Китаю займов на общую сумму 2,з триллиона йен (23 млрд. долларов) на финансирование 127 проектов, в том числе в 1999 и 2ооо годах на сумму 39О млрд. йен (4 млрд. долларов). Кроме того, в 199* —1998 годах Япония предоставила в виде грантов и средств на развитие технического сотрудничества 2 млрд. долларов (131). Китай редко выражает признательность Японии, однако часто -высказывает свое понимание того, как ей следует осуществлять свою внешнюю политику. Например, в ходе встречи премьер-министров Китая и Японии в июле 1999 года руководитель Китая заявил, что дискуссии на высшем уровне показали необходимость для Японии придерживаться в своей политике трех принципов. Он сформулировал их следующим образом: «Путь мирного национального строительства... Осуществление только оборонительной политики... Отказ от ядерного оружия и статуса военной державы» (132). Месяцем позже министр иностранных дел Китая высказал мнение, что Япония как страна, свободная от ядерного оружия, должна придерживаться «трех принципов: не обладать, не производить и не импортировать ядерное оружие» (гзз)После получения контроля над Тайванем и объявления о своих мирных намерениях Китай будет стремиться к расширению сотрудничества и деловых связей с Японией, а также попытается успокоить ее своим поведением в отношении Тайваня. Предложения Китая по Тайваню iggo-x годов предполагали, что это будет специальный административный район со своим правительством, своими вооруженными силами и соб-

426
ГЛАВА is

ственным «образом жизни». Это очень похоже на предложения Китая по Тибету, Синьцзяну и— недавно—по Гонконгу, до получения контроля над ним в 1997 году. Группа влиятельных бизнесменов помогла Китаю осуществлять эффективный контроль в Гонконге, не меняя ежедневную жизнь и большинство институтов. То же самое Китай планирует сделать и на Тай-

ване. Вместо того чтобы немедленно укрепить Тайвань как геополитический и военный узел будущей захватнической политики в Азии, Китай сделает все, чтобы внешне жизнь на Тайване никак не изменилась. Конечно, как и в Гонконге, правительственные институты будут «реструктурированы» для обеспечения фактического контроля над провинцией, свобода слова, собраний и представительные органы ограничены. Однако все это будет проведено постепенно и искусно, не привлекая к себе внимания, в течение нескольких лет. Похожим образом Китай будет заверять в своих мирных намерениях и Японию, если Южная Корея в результате мнимой или реальной нормализации отношений с Северной Кореей прекратит или будет в процессе прекращения своего союза с США, перестанет являться объектом открытой военной угрозы со стороны Северной Кореи или Китая. Одно из направлений китайской геополитической стратегии, направленной на разрушение японоамериканского альянса в сфере безопасности, будет сконцентрировано на бизнес-группах Японии, которые уже давно вовлечены в сотрудничество с Китаем. Если экономический рост продолжится до 2оо8 года, когда предположительно может начаться эта фаза, Китай накопит дополнительные средства. Если сохранится уровень роста 199°-х годов, Китай дополнительно получит 4ОО — боо млрд. долларов в виде положительного сальдо торгового баланса и станет обладателем крупнейших резервов твердой валюты в мире. К этому стоит добавить резервы Гонконга и Тайваня порядка 450 млрд. долларов. Китай займет господствующее место в зоне свободной торговли АСЕАН. В результате он сможет предложить избранным японским бизнесменам новые возможности получения прибыли за счет доступа к дешевой китайской рабочей силе и рынку в 1,8 млрд. чеКитай: тайная стратегия...

427
ловек (Китай и страны Соглашения о свободной торговле между Китаем и Азией). После снижения риска советской угрозы дискуссия по вопросам безопасности в Японии шла по трем основным направлениям. Были сторонники укрепления отношений между США и Японией в сфере безопасности. Были люди, поддерживающие приверженность Японии решениям Совета Безопасности ООН и политике международной гражданской ответственности, но без участия в военных акциях. И наконец, пацифисты выступали за независимый подход и ликвидацию вооруженных сил страны или содержание минимальной армии (134)-Пацифисты выступали против вооруженных сил по философским основаниям и считали, что американо-японские отношения должны быть трансформированы в экономическое и культурное партнерство, а «американские вооруженные силы должны быть постепенно выведены с территории Японии. Только в условиях такой трансформации Япония сможет осуществлять всеобъемлющую мирную стратегию как истинно суверенное государство» (135)В этом веке появилась еще одна группа, выступающая против военного союза Японии с США,— националисты. Их возрождение, по мнению одного японского историка, произошло изза~<«чувства опасности и обеспокоенности» как мощным ростом Китая, так и в связи с длительным экономическим кризисом в стране (136). Эта группа считает необходимым изменение конституции Японии, которое бы позволило провести перевооружение страны и предусматривало «готовность к самостоятельной жизни и выживанию в этом мире, полном угроз» (137) • Националисты выступают как против Китая, так и против США, которые, по их мнению, ограничивают возможности Японии по самообороне. Появится ли «Веймарская Япония», побежденная держава, движущаяся перед лицом грозной соседней страны от возрождения к демократическому процветанию, а затем к экономическому кризису и национализму? Сочетание международных и внутренних факторов может изолировать силы, выступающие за продолжение сотрудничества с США в сфере безопасности.

428
ГЛАВА 13

После захвата Тайваня Китаем и распада военных отношений США со многими странами в Азии некоторые силы в Японии могут сделать вывод, что у США больше нет возможности или желания выполнять свои обязательства перед Японией в сфере обороны (138). Поэтому продолжение союза с США покажется неразумным. Вместо этого можно принять предложение Китая о «стратегическом партнерстве» и подписать договор о дружбе и отказе от агрессии в двусторонних отношениях. Китай также может пообещать Японии, что, как только она прекратит свое военное

сотрудничество с США, Пекин гарантирует прекращение Северной Кореей своих программ производства ядерного оружия и баллистических ракет, тем самым устранив угрозу Японии. Японо-китайская ассоциация дружбы была создана в I95O году. С тех пор ее активно поддерживает правительство (139)- 13-я годовщина нормализации отношений между двумя странами была отмечена приемом в Зале народов, на котором присутствовало 13 тысяч гостей из Японии, включая премьера Коидзуми и представителей деловых кругов страны (140). Советский Союз и Китай были весьма озабочены возможностью перевооружения Японии. Любыми средствами они пытались не допустить разработки Японией ядерного оружия. Очевидно, что Китай и Россия имеют в стране разветвленную сеть открытых и тайных сторонников, агентов влияния и шпионов. Может настать время, когда все эти политические контакты, агенты, сторонники и другие ресурсы Китая и России будут задействованы для того, чтобы организовать мощное общественное движение в Японии за прекращение действия договора безопасности с США. К этому примкнут представители деловых кругов, поддерживающие выгодные взаимоотношения с Китаем. Делая упор на «мире» как естественном выборе Японии, а не на союзе «холодной войны», такое движение может привлечь к себе всех, у кого США вызывают чувство негодования,— например, в связи с поражением Японии во Второй мировой войне, атомной бомбардировкой страны, продолжающимся присутствием на территории государства более 50 тысяч американских военнослужащих, экономическими Китай: тайная стратегия...

429
затратами и неудобствами, связанными с базами США, преступлениями, совершаемыми американскими военнослужащими, особенно против молодых японок. Китай может аккуратно или скрытно воспользоваться всеми этими факторами. Например, сейчас китайская валюта играет существенную роль в Азии и мировой экономике в целом. Китай может угрожать процветанию Японии и ее экспорту, если решит девальвировать свою валюту, тем самым подорвав экспортные возможности Японии и дестабилизируя ее экономику. Китай в тандеме с Россией может сократить поставку энергоресурсов через совместный трубопровод, начинающийся на российском Дальнем Востоке (141). Китай также может не прямо, а через дружественные и послушные ему нефтедобывающие страны на Ближнем Востоке и в АСЕАН (Малайзия, Бруней и Индонезия) существенно ограничить поставки нефти в Японию. Другим вариантом может стать оккупация Китаем спорных территорий, на которые претендуют обе страны. Китайский подход к территориальным спорам в Южно-Китайском море, выработанный в 1990-х годах, заключается в том, что претензии Японии «ограничивают территориальную политику Китая и являются нарушением его суверенитета над островами Нанына (Спратли) и Дяо Дао (Синкаку)» (142). Китай может, например, оккупировать рифы Синкаку, которые частично скрыты под водой и необитаемы. Эти действия бросят прямой вызов взаимоотношениям Японии и США в сфере безопасности. С точки зрения Японии, это станет актом прямой агрессии Китая и потребует полной поддержки территориальной целостности страны со стороны США. Однако к этому времени США будут иметь лишь несколько азиатских баз вне Японии (если вообще будут их иметь), а Китай существенно нарастит свой ядерный потенциал. Не исключено, что Китай открыто или тайно пригрозит США ядерными ударами по их городам в случае вмешательства в свои «суверенные дела», как и в случае с Тайванем. Однако даже без китайских угроз контроль над рифами Синкаку настолько несуществен с точки зрения расстановки сил, что США вряд ли рискнут пойти на

430
ГЛАВА is

конфликт с Китаем по этому вопросу. В этих обстоятельствах США, скорее всего, посоветуют Японии (как они сделали это с Филиппинами в 199О-х годах) проигнорировать китайское территориальное вмешательство (США признают принадлежность островов Синкаку Японии). Далее Китай даст понять Японии, что случившееся демонстрирует ненадежность, слабость и упадок США. Без поддержки США Япония молча уступит Китаю и пересмотрит свою политику безопасности. Это станет последним шагом, гарантирующим решение Японии завершить свое военное сотрудничество с США. Другой способ осторожного принуждения может включать ограничения на транзит через ЮжноКитайское море или ряд проливов в Юго-Восточной Азии для судов с грузом нефти или

сжиженного газа, направляющихся в Японию. Ряд стран АСЕАН могут ввести такие ограничения под давлением и при поддержке Китая, подняв вопросы безопасности грузов, «неправильного оформления документации или страховки». В каждом случае в отношении судов будет начато длительное расследование. Это, конечно, более проблематичный подход, так как, с точки зрения США, он нарушит принципы свободы судоходства. Он скорее приведет к вмешательству США и оказанию военной поддержки Японии, т. е. увеличит риск американо-китайского конфликта. В контексте событий, указанных при описании первого, второго и третьего этапов, достаточно будет лишь политических действий для того, чтобы Япония приняла решение разорвать военный союз с США и стать еще одним «партнером», чья безопасность будет «гарантирована» Китаем. Если это произойдет, очередь за Филиппинами. Китай предложит им «партнерство» и пакт о мире и ненападении. Китай может использовать вышеуказанные стимулы для мобилизации групп бизнесменов, видных политиков и политических групп на Филиппинах, которые поддержат выход Филиппин из договоренностей с США в,сфере безопасности. На этом этапе Китай, скорее всего, проигнорирует Австралию и Новую Зеландию, однако и там могут быть использоКитай: тайная стратегия ...

431
ваны политические действия, ведущие к разрыву военных связей с США. Прежде всего это будет касаться Новой Зеландии. Китай будет поощрять «миролюбивые» силы в Австралии для оказания давления на правительство страны с целью прекращения сотрудничества с США в сфере безопасности и «расширения экономического сотрудничества и партнерства с Китаем». Независимо от того, удастся ли добиться этого результата к завершению данного этапа, прекращение договора безопасности между США и Японией и вывод американских баз из страны позволит Китаю господствовать в Азии. Несмотря на то что партнерство между Россией и Индией, соглашение о котором было достигнуто в октябре 2ооо года, рассматривается Индией как противовес Китаю, не исключено, что эта договоренность введет Индию в заблуждение, поскольку Россия может как недооценивать, так и поддерживать Китай на его пути к господству в Азии.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Господство в Азии: развал альянса между США и Японией» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Індивідуальна вартість джерел капіталу
Оцінка і управління процентним ризиком
ЗАГАЛЬНІ ПЕРЕДУМОВИ ТА ЕКОНОМІЧНІ ЧИННИКИ, ЩО ОБУМОВЛЮЮТЬ НЕОБХІД...
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
Аудит збереження запасів


Категорія: Китай: Наростаюча загроза | Додав: koljan (01.06.2013)
Переглядів: 654 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП