Блок или союз: российско-китайский договор 2001 года
Россия и Китай заявляют, что их «стратегическое партнерство не направлено против третьих стран». Китай подчеркивает, что не вступает в какие-либо союзы, и, как мы уже обсуждали выше, выступает против военных союзов. Американский посол в Китае, бывший командующий американскими силами на Тихом океане, заявил в конце февраля 2ооо года, что взаимоотношения между Россией и Китаем — это «брак по расчету... русским нужна валюта, китайцам — военная техника» (юз). Тем не менее тенденции российско-китайского сотрудничества на международной арене заставляют предположить, что это не просто торговля вооружениями, хотя 90 % китайского импорта в 20оо году пришлось на Россию (104). Визит президента Путина в Индию в октябре 2ооо года стал первой поездкой главы российского государства в эту страну с 1993 года. Продолжая давние традиции военного сотрудничества, Путин подписал контракты на продажу Индии ЗГо самых современных российских танков и лицензии на производство I4O современных истребителей СУ-зо МКИ, а также соглашение о поставке в Индию авианосца «Адмирал Горшков». Индия в свою очередь обязалась инвестировать 2 млрд. долларов в обновление и оборудование этого авианосца, в том числе и в истребители МИГ-29 К (ГОБ).
Россия дала согласие на сотрудничество с Индией в «мирном использовании атомной энергии» в тех же центрах, где проводятся современные ядерные исследования и разрабатывается ядерное оружие. Это было сделано невзирая на то, что Новый российско-китайский альянс
365 Индия еще не дала согласие на международные инспекции своих ядерных объектов (гоб). Российско-индийский меморандум о ядерном сотрудничестве опубликован не был. Китай рассматривает Индию, демократию с миллиардным населением, как своего главного соперника в Азии, между ними продолжается старый спор о границах. Российские инициативы по сотрудничеству с Индией наводят на мысль, что Путин считает возобновление сотрудничества с этой страной отвечающим национальным интересам России и, возможно, позволяющим сбалансировать отношения с Китаем. Хотя интенсификация российско-индийских связей может и не приветствоваться в Китае, факт расширения военного и политического сотрудничества между Россией и Китаем налицо. Сообщение о том, что страны достигли в августе 1999 года согласия о создании совместной системы противоракетной обороны, предполагает высокий уровень будущего военного сотрудничества (107). У нас нет данных, подтверждающих передачу Китаю двух ракетных подводных лодок класса «Тайфун» с 4ОО ядерными боеголовками и, возможно, с российским экипажем, однако если это произойдет, то станет еще одним подтверждением высокой степени военного сотрудничества. Наиболее тревожными, хотя и неподтвержденными, являются сообщения, что Путин обещал Китаю в июле 2ооо года помощь в блокировании сил США в случае, если Китай применит силу в отношении Тайваня. Если это соответствует действительности, де-факто заключен военный союз. Сообщалось, что Путин и председатель Всекитайского собрания народных представителей, один из самых пророссий-ски настроенных китайских лидеров, Ли Пэн, договорились в сентябре 2ооо года, что во время визита в Москву летом 2OOI года председателя Цзян Цзэминя Россия и Китай подпишут официальный договор о «дружбе и сотрудничестве» (ю8). Позднее российские и китайские источники подтвердили, что договор будет включать все сферы политического, экономического и военного сотрудничества, а также договоренность о предоставлении Китаем го—is млрд. долларов в качестве экономической помощи России (109).
366 ГЛАВА га
Высокопоставленный российский чиновник, непосредственно участвовавший в переговорах о золетнем договоре, сказал, что договор закрепит «основные тенденции нашего сотрудничества, основные принципы, которыми мы будем руководствоваться... вопросы о границах... взаимную поддержку суверенитета и борьбу с терроризмом» (но). Утечки из правительства Китая уточняют, что защита «суверенитета» означает противодействие «международному гегемонизму, политике с позиции силы, военным блокам, военному вторжению и шантажу суверенных государств» (ш). Китайцы также подчеркивали, что в будущем договоре будет закреплено положение, согласно которому, если одна из сторон «подвергается военной агрессии», другая должна оказать «политическую, экономическую и военную поддержку и принять участие в совместном отражении агрессии» (т). Хотя эти заявления китайской стороны не подтверждены официально, они отражают постоянно высказываемые намерения Китая вовлечь в конфликт Россию в качестве военного союзника на тот случай, если США станут угрожать Китаю (что, по его мнению, будет представлять нарушение суверенитета или шантаж). Стоит подождать, пока русская или китайская версия договора станет достоянием общественности или основой будущего стратегического и военного планирования. Если Китай в настоящее время заинтересован в военном и ядерном потенциале России для противодействия США, то неясно, насколько вовлеченность России в конфликт вокруг Тайваня, Южно-Китайского моря или других территорий отвечает ее собственным национальным интересам. Это, кстати, объясняет заметную разницу в трактовке договора российской и китайской сторонами. После подписания договора между Сталиным и Мао в 1950 году нападение Северной Кореи на Южную было одобрено при условии, что китайские вооруженные силы в случае необходимости окажут помощь. В рамках подготовки Китая к захвату контроля над Тайванем председатель Цзян Цзэминь в августе 2ооо года принял решение ежегодно в течение четырех лет выделять 8,5 млрд.
долларов на закупку и производство саНовый российско-китайский альянс
36? мого современного российского оружия. Координация этой программы была поручена вицепредседателю Ху Цзиньтао, возможному преемнику на посту председателя (из). Китай стремится добиться от России Поддержки своих военных угроз в адрес США и будет пытаться использовать новый договор в этих целях. Представляется, что российскогкитайский альянс в будущем станет серьезным военным и политическим вызовом США и их союзникам. В военном плане американская политика при администрации Клинтона основывалась на предположении, что в ближайшие два десятилетия (до 2020 года) США не столкнутся с соперничеством в Азии. Однако, по мнению палаты представителей, факт российско-китайского военного сотрудничества свидетельствует, что «соединение технологий и ресурсов России и КНР способствует появлению у США равного соперника гораздо раньше и быстрее, чем предполагалось» (п4). В плане международной политической стратегии альянс России и Китая позволит этим державам совместно работать против США и их союзников по всем направлениям, которые они сочтут важными. Обе страны помогают друг другу в достижении национальных политических целей противодействия США, сотрудничество позволяет обеим странам работать более эффективно. США стоят перед вызовом, с которым они не сталкивались со времен советско-китайского союза 1950-х годов. Для Китая альянс с Россией—предпосылка для господства в Азии и шаг к мировому геополитическому господству.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Блок или союз: российско-китайский договор 2001 года» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»