Политическая география мира в теории интерпретируется не как география примерно 200 государств, а как география более 5000 народов. Фиксированная сеть государств, согласно теории Четвертого мира, — это своеобразная совокупность империй, оккупировавших большинство народов и стремящихся понизить уровень биологического и культурного разнообразия мира. Народ сам определяет, отличаться ли ему от других народов, являющихся соседними или расположенных на том или ином удалении от него. Народ характеризуется общей историей, территорией и связан между собой расовыми, языковыми, культурными и религиозными узами, нередко общей экономической базой и имеет достаточную для создания отдельной территориальной общности численность. Согласно теории Четвертого мира, современные государства представляют собой две разновидности: 1) это бывшие европейские метрополии; 2) их колонии и отделившиеся при деколонизации «сателлиты». Термин «государство» употребляется для того, чтобы охарактеризовать централизованную политическую систему внутри международных легальных границ, устанавливаемых самим государством. Государство использует военно-гражданский и бюрократический аппарат, который учреждает единое правительство и единую систему законов. Государство нередко имеет единый язык, централизованное управление всеми ресурсами, единые денежные знаки, единые атрибуты государственной символики, а иногда и единую религию. В рамках государственных границ вся эта система навязывается другим народам. Главная цель многонационального государства состоит в том, чтобы создать видимость, что любая нация является неотделимой частью государства, хотя две трети всех государств используют армию для подчинения своих граждан. Наиболее распространенные правонарушения государств против наций — запугивание и коллаборационизм (формирование через систему государственного образования ученых, журналистов, чиновников, которые бы думали и писали корректно о централизованном государстве). Это своеобразная система принуждения, система стирания истории и географии присоединенных народов. Еще более эффективным методом борьбы с аборигенным «национализмом» является заселение территории аборигенной нации представителями так называемой титульной нации. Агитационные методы практически везде едины: людям внушается, что в рамках государства они теперь «единый народ», живущий в «единой нации». Реально около 95% современных государств являются многонациональными, часто включая территории различных наций без их волеизъявления. Например, Индонезия, которая занимает четвертое место в мире по численности населения и включает 250 народов на свыше 3 тыс. островов [№е1зсптапп, 1994]. Однонациональные государства встречаются редко, менее 5% (например, Исландия, Португалия). Большинство же государств многонациональны (например, Нигерия включает 450 народов, Индия — 380). Когда государство говорит об образовании новой единой нации в пределах его границ, в большинстве случаев это означает образование государства путем уничтожения, если не физического, то морального, уже существующих народов. Этому сопутствует создание понятий, которые описывают одновременно граждан государства и людей, принадлежащих к отдельным нациям. Под давлением центральных правительственных учреждений понятия искусственно объединяют людей, принадлежащих к разным нациям. На практике же ни одна нация мира не применяет к себе термины, которые используют правительство, ангажированные им ученые и журналисты: такие, как «этнические группы», «меньшинства», «группа населения», «популяция» и т.п. С точки зрения теории Четвертого мира у каждой нации (народа) и занимающей ею территории существует свое название, которое она пытается сохранить и поэтому сопротивляется присоединению к какому-либо государству. Это связано с тем, что при таком присоединении государства вырабатывают терминологию, по которой ранее независимые и автономные народы становятся, наряду с остальными, всего лишь его подчиненными гражданами с совершенно другой историей, географией и проблемами. В том случае, если народ пытается организовать сопротивление против вторжения и оккупации государства, то он уже будет рассматриваться в качестве повстанцев, террористов, экстремистов, фанатиков и т.п., а не определенного народа и определенной территории. Публикации и политические карты авторов теории Четвертого мира пытаются восстановить географию, историю и особенности мировых народов, составляющих скрытую «оборотную сторону» вторжений и завоеваний, в результате которых произошло и происходит большинство локальных войн, потоков беженцев, явления геноцида и нарушения прав человека. Термин «этнический» первоначально означал «языческий» и применялся к неевропейским и нехристианским народам. Сегодня это понятие используют более широко, применяя его к любой нации, не имеющей власти. Обычно под этнической группой понимают народ, который находится не на территории своего происхождения, а в пределах территории проживания другого народа, сохраняет свою обособленность и название или же является группой внутри государства, к управлению которым он не допущен. Например, тибетцев-беженцев в Индии или Непале можно назвать этнической группой, но в самом Тибете они являются народом, а не этнической группой. Таким образом, народ в пределах своей родины— это народ. Не существует также этнической группы в пределах своей нации [№е18сптапп, 1994, р. 230]. Итак, этнические группы— это не имеющие территории меньшинства внутри государства. Согласно определению Комиссии ООН по правам человека, меньшинство означает группу, численность которой меньше численности коренного населения государства и чьи представители, будучи его гражданами, обладают этническими, религиозными и языковыми особенностями, а также чувством солидарности, направленным на сохранение своей культуры, религии, традиций и образа жизни. Однако в этом общепринятом определении меньшинств ничего не сказано об их существовавшей ранее независимости, самоуправлении, желании сохранить контроль над своей территорией, ресурсами, свободу. Права сохранять свой фольклор на фоне присвоения государством территории, ресурсов и свободы меньшинств явно недостаточно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Цель теории Четвертого мира» з дисципліни «Геополітика та політична географія»