Интересы, будучи и причиной, и целью, и движущей силой социального развития, оказывают кардинальное воздействие на весь процесс развития. Более того, уровень социального развития, помимо внешних объективных условий, в большей степени определяется состоянием социальных интересов личности и общества. Поэтому важнейшей особенностью интересов является их динамический характер, изменчивость, развитие, причем не обязательно в прогрессивном направлении. Еще Гельвеций подчеркивал: «...своими пороками и добродетелями люди обязаны исключительно различным видоизменениям, которым подвергается личный интерес»'. Это обстоятельство лишний раз свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования и развития всей системы интересов — и личности, и общества, и государства. Формирование интереса — это целенаправленная деятельность по созданию интереса определенного содержания у различных субъектов. Вопрос формирования социальных интересов занимает видное место среди проблем, долгое время считавшихся второстепенными, однако от практического решения которых во многом зависело поступательное развитие общества в целом, ибо только реализация сформировавшихся интересов участников I Гельвеиий К.А. Соч. Т. 1. С. 186.
общественных отношений способна обеспечивать осуществление программы преобразования в России. Проводить реформы и управлять процессом коренных преобразований, обеспечить динамичное развитие общества можно только через учет и управление интересами различной степени общности. Для нынешнего общества прежде всего характерна подмена общественных интересов корпоративно-ведомственными на фоне игнорирования объективной основы формирования интересов. Основой формирования интересов как социальной категории служат объективные условия общественного бытия, определяющие характер взаимодействия и взаимозависимости социальных субъектов по поводу условий их жизнедеятельности. Следовательно, к проблеме формирования интересов следует подходить конкретно-исторически. Такой подход позволяет объяснить проблему многообразия и противоречивости социальных интересов различных личностей, групп, коллективов, общества и подвести прочную методологическую базу под рассмотрение вопроса о разграничении этапов формирования и реализации интересов. Интересы личности формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовных ценностей и культуры общества, социальной психологии различных групп общества. В то же время уровень духовных интересов личности, ее отношение к действительности, т. е. уровень развития личности определяет степень вовлеченности личности в общественную жизнь, в процесс формирования и реализации интересов общества. В решении этой задачи чрезвычайно важно учитывать зависимость результатов деятельности от уровня подготовленности субъекта, от соответствия средств формирования интересов намеченным целям, от необходимых возможностей и реальных условий и, конечно же, от той «стартовой» позиции, от того запаса знаний и убеждений, с которого осуществляется формирование. Эти зависимости носят постоянный и объективный характер. Их можно по праву считать принципами формирования интересов. Из ряда принципов можно выделить следующие: комплексный подход к рассмотрению и решению проблем формирования; научная организация формирующего процесса; целесообразность формирующих действий; скоординированность усилий; един
ство в понимании целей формирования; проверка результативности осуществляемых мер и др. Концептуальные идеи, отражающие функционирование механизма формирования социальных интересов, являются методологией как в организации всей совокупности мер, нацеленных на конечный результат, так и каждого отдельного формирующего акта, решающего ту или иную промежуточную задачу. Формирование социальных интересов как целенаправленный, специально организованный процесс содержит в себе не только то общее, что свойственно любому процессу обучения и воспитания, но и то особенное, что отличает, выделяет его. Эти особенности определяются целями формирования интересов. В целом процесс формирования интересов представляет систему со своими структурными и функциональными компонентами. Общая блок-схема данного процесса представлена на схеме 14. Основными структурными компонентами этой системы выступают: субъект, объект, среда формирования. Функциональными компонентами являются ценности, доминирующие в обществе, потребности, знания (информация), методы и принципы формирования интересов, а также профессионализм людей, участвующих в процессе формирования жизненно важных интересов личности, общества и государства. Важнейшую роль при формировании интересов играет общественное сознание. Именно это отличает процесс формирования интересов от процесса формирования общественного мнения о каком-либо факте социальной действительности. Если объектом общественного мнения выступает конкретное событие, факт, то объектом общественного сознания является широкая совокупность самых разнообразных событий и проблем.
Схема 15. Блок-схема процесса формирования интересов
Особенности процесса формирования интересов обусловлены также спецификой деятельности личности, коллектива, историческими, этническими и другими факторами. Для каждого объекта формирования интересов характерны свои социально-демографические характеристики. Несомненно, свои особенности привносят в процесс формирования интересов и особенности социальных условий, в которых функционирует и развивается та или иная личность, тот или иной коллектив (военные, студенты, преподаватели, рабочие и т. д.). При формировании интересов в качестве одного из важнейших условий выступают мировоззрение людей и характер общественного сознания коллектива. Представляя собой (в содержательном плане) совокупность общечеловеческого, массового и группового сознания, общественное сознание в коллективе в неменьшей степени, чем социальные условия жизни, влияет на интересы людей, на отношение их к фактам, которые затрагивают их интересы. Немало особенностей в самом процессе формирования интересов. Этот процесс осуществляется в известной закономерной последовательности. Выявление этапов его объективного и субъективного формирования, их особенностей имеет важное практическое значение для работы должностных лиц, политиков, ученых, общественных институтов. Интерес личности или социальной группы, зарождаясь и развиваясь, проходит определенные стадии. Источником интереса всегда является потребность людей в чем-либо, ибо потребности людей развиваются быстрее объективных возможностей их удовлетворения. Поэтому при формировании интересов важно учитывать уровень сознательного отношения людей к потребностям, воспитывать культуру потребления. На уровне осознания потребностей трудно переоценить роль информации, обучения и воспитания людей в период подготовки к самостоятельной трудовой жизни в коллективе. Очень важно еще в раннем возрасте сформировать в человеке разумные потребности, помочь ему осознать их в условиях реальной жизни. Процесс осознания потребностей идет индивидуально, происходит сопоставление их с интересами коллектива и общества. В сфере индивидуального сознания протекает восприятие и оценка информации. Именно на этом этапе через призму собственного опыта, на основе конкретных условий формируются
личные интересы. Особенность этапа — напряженный мыслительный процесс, в ходе которого вырабатывается собственная цель, личное отношение к общественной жизни. Сформированный личный интерес начинает проявляться в поступках, делах человека. В процессе общения людей в обществе происходит обмен мнениями, идет сопоставление личных интересов с личными интересами других людей. На основе этого сопоставления интересов у человека возникают сомнения либо уверенность в верности своих интересов, идет внутренний процесс оценки интересов, в котором участвует как индивидуальное, так и общественное сознание. У многих людей появляется реальная возможность в процессе общения с равными себе получить подтверждение своей точки зрения, зафиксировать реакцию членов общества, получить не просто смысловую (знание), но и психологическую (эмоции) поддержку своей позиции. Выявленные интересы последовательно группируются и объединяются вокруг наиболее общих и принципиальных взглядов, суждений. Совпадающие суждения и оценки объединяются, выявляются также позиции, противостоящие преобладающим. Лица, занимающиеся формированием интересов, отчетливо представляя объект своего внимания, могут спланировать свою работу в дальнейшем для количественного и качественного наращивания формирующего влияния. Все этапы зарождения и осознания интересов взаимосвязаны и взаимозависимы, представляют собой единый и целостный процесс формирования интересов. В то же время на каждом этапе решаются вполне конкретные задачи. Среди средств формирования интересов особое место принадлежит психологическим методам. Одним из них является внушение. Уточним, что внушение — это своеобразное социально-психологическое воздействие определенного лица или органа на массы, на отдельную личность, рассчитанное, главным образом, на некритическое восприятие окружающей среды. С помощью внушения создается определенная психологическая атмосфера и благоприятная обстановка для формирования интересов и соответствующего отношения к происходящему. Подмечено, что через организованное или случайное, прямое или косвенное внушение (особенно на начальном этапе) оказывается весьма сильное и ощутимое воздействие на формирова-
ние интересов в различных коллективах. При этом степень внушения может быть различной. Обычно она находится в прямой зависимости от уровня знаний, общего развития, жизненного опыта, воли и характера личности. Важным методом формирования интересов является также выработка убеждений. Убеждение ценно тем, что оно трудно поддается изменению. Выработка убеждений при формировании интересов направляется не на сам интерес, а на те ценности, на которые он опирается. Например, при формировании сознательного отношения к дисциплине и правопорядку необходимо убедить людей, что дисциплина и правопорядок — это необходимые условия безопасности личности, без них невозможна успешная деятельность по реализации политических, экономических и социальных реформ. При использовании убеждения как метода формирования интересов нельзя упускать из виду активное участие людей в восприятии циркулирующей разноплановой информации. В нынешних сложных политических условиях информация зачастую способствует навязыванию людям корпоративных интересов в ущерб формированию в сознании жизненно важных и в целом национальных интересов. Это условие имеет исключительно важное и принципиальное значение. Его необходимо учитывать должностным лицам различных уровней государственного управления. Формирование интересов — предмет особого внимания государственных институтов, политических партий, общества в целом. Именно формирование интересов обеспечивает определенное отношение личности, социальных групп к деятельности государства, его представительных и исполнительных органов власти в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере безопасности. Формирование интересов — сложный и трудоемкий процесс, требующий объединенных усилий ученых, политиков, руководителей различных уровней. Он тем эффективнее, чем лучше организован, чем яснее организаторы представляют его структурные и функциональные элементы, прямые и обратные связи между этими элементами. Задача формирования нужного интереса разрешается путем изучения интересов и условий их функционирования с помощью социологических исследований, наблюдений за отно
шением различных социальных групп к деятельности официальных институтов государства, политических партий и движений, отстаивающих те или иные взгляды и интересы. Особая роль в этом процессе отводится изучению общественного мнения населения. Предметом постоянной заботы государственных органов, органов местного самоуправления, всех тех, кто имеет отношение к формированию интересов, является среда, в которой осуществляется этот процесс. Среда — непрерывно действующий элемент механизма формирования интересов. Условия, составляющие ее, и факторы, влиянию которых она подвержена, оказывают свое воздействие на объект, субъект и средства формирования интересов постоянно и временно, положительно и отрицательно, независимо от субъекта. Когда мы говорим, что воспитывает и формирует сама жизнь, имеется в виду воздействие на человека той среды, в которой он живет и трудится. Среда формирует потребности, осознание которых человеком превращает потребности в интересы. Поэтому среда — не безразличный фактор воздействия как на сознание, так и на интересы. В одинаковых условиях разные люди формируются по-разному. У одних, например, трудности способствуют формированию нужных, общественно значимых интересов, у других они вызывают обратный эффект. Одни современные средства массовой информации (они не зависят от субъекта формирования интересов) формируют необходимые интересы, другие — прямо противоположные. Определяющим при этом, конечно же, является формирующее воздействие субъекта. Он в состоянии усилить позитивное, целесообразное влияние тех или иных условий. Воздействие на условия формирования интересов имеет первостепенное значение, оно объективно важнее, чем само субъективное влияние на объект. Пониманием этого требуется вооружить всех должностных лиц, формирующих интересы личности, общества и государства. Субъект оказывает на объект воздействие через соответствующие средства. Что является средствами формирования любого интереса: личного, корпоративного, группового? Чем средства отличаются от условий? Какова структура средств?
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формирование национальных интересов и ценностей» з дисципліни «Загальна теорія національної безпеки»