ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Позитивистское решение вопроса
Если для первого научного периода развития естествознания было характерно своеобразное взаимодействие между разделявшимися философией и естествознанием, то для следующего за ним второго периода, стало типичным принципиально иное решение вопроса о соотношении между
344

ними. Это решение зародилось еще в XVIII в., но получило полное развитие лишь в XIX в., причем в Англии и Франции — в начале века, а в Германии — после 1848 г. Речь идет о позитивизме, который провозгласил отрицание роли и значения философии для положительных (позитивных) наук, ее полную ненужность и даже вредность для них. «Наука сама себе философия», «наука не нуждается ни в какой философии» — таков был лозунг позитивистов, приведший к полному разрыву между передовой философией и естествознанием, устранению методологических и мировоззренческих проблем из естествознания.
Позитивизм явился реакцией не только на натурфилософию, но и на всякое стремление связать естествознание с прогрессивной философией его времени. Социально-классовые корни этой реакции лежали в том, что в XIX в. буржуазия добилась своей политической победы. В этих условиях буржуазная реакция стала оказывать активное идейно-политическое воздействие на интеллигенцию, в том числе и естествоиспытателей.
Разрыв между передовой философией и естествознанием, вызванный позитивизмом, Энгельс называл «дуализмом» между ними. Он приводил как пример случай с тем же Океном, где «ясно выступает бессмыслица, получившаяся от дуализма между естествознанием и философией. Идя чисто мыслительным путем, Окен открывает протоплазму и клетку, но никому не приходит в голову подвергнуть этот вопрос естественнонаучному исследованию—мышление должно решить его! А когда протоплазма и клетка были открыты, то от Окена все отвернулись!» [20, с. 522].
Осуждая позитивизм и его отрицательное, пренебрежительное отношение к философии, Энгельс писал: «Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории, а эти категории они некритически заимствуют либо из обыденного общего сознания так называемых образованных людей, над которыми господствуют остатки давно умерших философских систем, либо из крох прослушанных в обязательном порядке университетских курсов по философии... либо из некритического и несистематического чтения всякого рода философских произведений, — то в итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части самой скверной, и те, кто больше всех ругает философию, являются рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений» [20, с. 524, 525].
Упомянутые университетские курсы по философии Энгельс характеризует не только как отрывочные взгляды, но и как мешанину из воззрений людей, принадлежащих к самым различным и, как правило, к самым скверным школам.
Энгельс убедительно показал полную несостоятельность позитивистской концепции. Он доказал, что без теоретического мы-
345

шления, без логики с ее категориями естествознание не может обойтись ни в коем случае. «Какую бы позу ни принимали естествоиспытатели, — писал он, — над ними властвует философия. Вопрос лишь в том, желают ли они, чтобы над ними властвовала какая-нибудь скверная модная философия, или же они желают руководствоваться такой формой теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и ее достижениями» [20, с. 525].
В связи с этим Энгельс толкует старый призыв: «Физика, берегись метафизики!» не в смысле — берегись абстрактного философского мышления, а в смысле — берегись метафизического, т. е. антидиалектического мышления. Он показывает, что естествоиспытатели, когда они довольствуются отбросами старой метафизики, все еще продолжают оставлять отжившим уже философским учениям некоторую видимость жизни.
Таким образом, Энгельс отвергает обе крайние формы соотношения между философией и естествознанием: как натурфилософское подчинение второго первой, а тем более поглощение его ею, так и позитивистский разрыв («дуализм») между ними, отрицание и отбрасывание философии естествознанием. Обоим крайним решениям этой проблемы он противопоставляет марксистское решение, соответствующее марксистской концепции развития естествознания. Это решение предусматривает марксистский ответ на вопрос о том, что следует понимать под современной Энгельсу философией и какова структура марксистской философии.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Позитивистское решение вопроса» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Історизми, архаїзми, неологізми і фразеологізми
Пароніми
СУТНІСТЬ ГРОШЕЙ. ГРОШІ ЯК ГРОШІ І ГРОШІ ЯК КАПІТАЛ
Аудит Звіту про власний капітал
Комунікаційні сервіси Internet


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 541 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП