Для понимания марксистской концепции развития естествознания очень важно учесть то, что Маркс рассматривает науку как одну из форм духовного производства. В чем смысл рассмотрения науки под таким углом зрения? Во-первых, в понятии «духовного производства» подчеркивается деятельный характер науки. Понятие «наука» не сводится основоположниками марксизма лишь к сумме или системе знаний, ибо при таком подходе она истолковывалась бы как нечто 172
данное, готовое, завершенное. Наука понимается ими как деятельность, как производство знаний. Иными словами, в противовес традиционной гносеологической постановке вопроса, где акцент делается на результатах познавательной деятельности, марксистская концепция исходит из понимания науки как постоянного поиска, как противоречивого и непрекращающегося процесса постановки и решения проблем, как сложной работы, требующей от ученого отдачи всех своих сил, интенсивного напряжения всех своих способностей. Подчеркивание деятельной стороны познания, рассмотрение научного познания как деятельности составляют одну из важнейших характеристик марксистского понимания науки и ее развития. Это привело к революционному перевороту в трактовке всего процесса познания, всей науки. Основоположники марксизма не раз выступали против натуралистического понимания истории и отношения человека к природе. Критикуя натурализм Дрейпера, Энгельс писал: «Как естествознание, так и философия до сих пор совершенно пренебрегали исследованием влияния деятельности человека на его мышление. Они знают, с одной стороны, только природу, а с другой — только мысль. Но существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как разизменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу» [20, с. 545]. Во-вторых, в понятии «духовного производства», которое является соотносительным с понятием материального производства, фиксируется то обстоятельство, что научная деятельность есть результат и составная часть общественного разделения труда. Наука при капитализме отделяется от самого труда, духовное производство от материального. «Капитал не создает науки, — писал Маркс, — но он эксплуатирует ее, присваивает ее для нужд процесса производства. Тем самым одновременно происходит отделение науки как науки, примененной к производству, от непосредственного труда, в то время как на прежних ступенях производства ограниченный объем знаний и опыта был непосредственно связан с самим трудом, не развивался в качестве отделенной от него самостоятельной силы и поэтому в целом никогда не выходил за пределы традиционно пополняемого и лишь очень медленно и понемногу расширяемого собирания рецептов» [47, с. 554]. Отделение и обособление науки от материального производства, развитие ее в особую сферу разделения труда Маркс рассматривает как одно из условий развития потенций науки и знания (см. [47, с. 579]). В-третьих, термином «производство» Маркс выражает еще одно обстоятельство, а именно производство для него является системой различных формдеятельности. Иными словами, рассматривая науку как духовное производство, Маркс проводит мысль о том, что разделение труда проникло и в науку, что наука является сложной и определенным образом организованной систе- 173
мой различных видов деятельности. Подобно тому, как материальное производство анализируется Марксом как система различных форм производственной деятельности, связанных общественным разделением труда, подобно этому и духовное производство рассматривается разделенным на ряд видов деятельности, имеющих вполне определенную функцию. Наука как форма духовного производства есть система различных видов деятельности — теоретической, экспериментальной и т. д. Наука, понятая как форма духовного производства, предполагает выявление как специфических способов распространения знаний в обществе, «обращения», циркуляции идей среди ученых и других слоев населения, так и определенных социальных механизмов воспроизводства научных кадров, их рекрутирования и подготовки. В связи с анализом науки как системы различных видов деятельности в марксистской концепции вычленяется еще один весьма существенный аспект в функционировании науки как сложного социального явления. Наука, в-четвертых, понимается как определенный социальный институт, который обладает своей системой ценностей и норм, регулирующих взаимоотношения между учеными. Различные виды научной деятельности объединены некоторыми общими нормами, которым подчинена деятельность каждого ученого, его поведение и отношение к своим коллегам. Эти нормы существенны для науки как социального института. В-пятых, термином «духовное производство» Маркс и Энгельс, по-видимому, стремятся также выразить связь этой отрасли общественного труда, обладающей относительной самостоятельностью, с материальным производством. Во «Введении к экономическим рукописям 1857—1858 гг.» Маркс различает художественное, религиозное и практически духовное освоение мира. Форма практически духовного освоения мира выражает собой единство материального и духовного производства, фиксирует их связь между собой. Иными словами, термин «духовное производство» имплицитно содержит в себе указание на связь науки с производством, на применение теории в практике, на единство интеллектуальных и материальных производительных сил человека. И, наконец, еще один момент, содержащийся в характеристике науки как формы духовного производства. Духовное, согласно Марксу, шире интеллектуального, духовное включает в себя не только деятельность рассудка, интеллекта, но и эстетические способности, воображение, вкус, моральные установки, эмоции, способность критического самосознания. В противовес одностороннему рационализму, который сводил научное познание лишь к деятельности интеллекта, рассудочной способности и трактовал человека лишь как самосознание, лишь как рационально действующего субъекта, и в противовес позитивистской концепции науки, отрицавшей эвристическую роль воображения в познании, .марксистская концепция подчеркивает, что в познавательной дея- 174
тельности участвуют все способности человека. Ииыми словами, употребляя термин «духовное производство» для характеристики науки, основоположники марксизма стремятся подчеркнуть, что научная деятельность является реализацией всех потенций человека, интенсивнейшим напряжением интеллектуальных, эмоциональных, волевых, эстетических и нравственных способностей личности 4. Конечно, теоретическое постижение целостности изучаемых отношений не может быть сведено лишь к образно-поэтическому схватыванию их сущности, не может быть заменено эстетическим воображением. Но это первоначальное художественное постижение, эстетические установки и воображение оказывают определенное воздействие на формулировку задач научного исследования. Итак, можно сказать, что согласно марксистской концепции, наука представляет собой исторически сложившуюся форму духовного производства, которая носит характер социального института, имеет своим результатом систему непрерывно развивающегося знания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Наука как вид духовного производства» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»