ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Критика исходного пункта гегелевской философии
Отношение Маркса и Энгельса к Гегелю и его философии представляет собой конкретизацию их понимания принципа партийности в философии и применения ими принципов диалектической критики к анализу и оценке теоретических источников своего учения,
77

Прежде всего они вскрывают идеалистический исходный пункт всей гегелевской философии. В «Анти-Дюринге» Энгельс писал: «Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей головы были не отражениями, более или менее абстрактными, действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля лишь воплотившимися отражениями какой-то «идеи», существовавшей где-то еще до возникновения мира. Тем самым все было поставлено на голову, и действительная связь мировых явлений была совершенно извращена. И как бы верно и гениально ни были схвачены Гегелем некоторые отдельные связи явлений, все же многое и в частностях его системы должно было по упомянутым причинам оказаться натянутым, искусственным, надуманным, словом — извращенным» [20, с. 24].
В старом предисловии к «Анти-Дюрингу» (1878) Энгельс еще раз подчеркнул это обстоятельство: «У Гегеля в диалектике господствует то же самое извращение всех действительных связей, как и во всех прочих разветвлениях его системы» [20, с. 371]. Тем не менее Энгельс отмечал, что «в произведениях Гегеля мы имеем обширный компендий диалектики, хотя и развитый из совершенно ложного исходного пункта» [20, с. 370]. Маркс еще в своих ранних произведениях подверг критике исходный пункт гегелевской философии. Одну из самых существенных сторон вообще гегелевской философии он видел в том, что Гегель «все ставит на голову» [р, с. 319]. Мистифицирующая сторона идеалистической диалектики заключается в том, что в ней «идея превращается в действительный субъект», а «действительные субъекты» становятся «объективными моментами идеи» [р, с. 224]. У Гегеля «то, что должно служить исходным пунктом, становится мистическим результатом, а то, что должно было бы получиться в качестве рационального результата, становится мистическим исходным пунктом» [р, с. 226].
Позднее основоположники марксизма не раз вскрывали мистификации и критиковали этот исходный пункт гегелевской философии, противопоставляя ему свой диалектический материализм. Так, в Послесловии ко 2-му изданию I тома «Капитала» Маркс писал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью» [23, с. 21].
Энгельс в письме к Шмидту от 1 ноября 1891 г. подчеркивал: «Извращение диалектики у Гегеля основано на том, что она должна быть, по Гегелю, „саморазвитием мысли", и потому диалектика вещей — это только ее отблеск. А на самом-то деле ведь диалектика в нашей голове — это только отражение действительного развития, которое совершается в мире природы и человеческого общества и подчиняется диалектическим формам» [38, с. 177].
Вместе с тем основоположники марксизма констатируют, что, несмотря на идеализм, философия Гегеля содержала в себ§
78

весьма важное рациональное зерно. В «Капитале» Маркс отмечал: «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, Отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» [23, с. 22].
Следовательно, здесь сформулирована не только суть исходного извращения Гегелем своей диалектики («стоит на голове»), но и сам механизм ее материалистической переработки Марксом и Энгельсом. Энгельс писал в «Диалектике природы», что наиболее общие законы всякого движения «были развиты Гегелем на его идеалистический манер лишь как законы мышления... Ошибка заключается в том, что законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше как законы мышления. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция: мир — хочет ли он того или нет — должен сообразоваться с логической системой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления. Если мы перевернем это отношение, то все принимает очень простой вид, и диалектические законы, кажущиеся в идеалистической философии крайне таинственными, немедленно становятся простыми и ясными как день» [20, с. 384].
В другом месте, анализируя диалектический характер процессов развития, Энгельс вновь отмечает: «Это у самого Гегеля мистично, ибо категории выступают у него как что-то предсуществующее, а диалектика реального мира — как их простой отблеск. В действительности наоборот: диалектика головы — только отражение форм движения реального мира как природы, так и истории» [20, с. 519].
С наибольшей ясностью идеализм в трактовке истории вообще и истории духовной культуры в частности выступает в воззрениях Гегеля и его адептов-младогегельянцев. Маркс и Энгельс раскрывают основные пороки гегелевской концепции истории. И эта критика имеет весьма существенное значение для марксистской теории развития науки. У Гегеля «не только весь материальный мир превратился в мир мыслей, а и вся история — в историю мыслей» [3, с. 12].
В противоположность этому исходным пунктом и решающей предпосылкой марксистской концепции истории науки служат положения, в которых на передний план ставятся «действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни» [3, с. 18]. Такие предпосылки позволяют дать основательную критику идеалистической трактовки развития науки, делающей акцент на имманентном движении идей, понятий, теорий и оставляющей без учета социальные условия зарождения и развития науки, развертывания борьбы различных взглядов и точек зрения. В противовес этому основоположники марксизма исходили
79

из положения: «История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» [2, с. 102]. Это положение имеет непосредственное и фундаментальное значение для понимания истории науки.
Давая общую характеристику гегелевской философии и ее места в развитии философской мысли, Энгельс писал в «Анти-Дюринге»: «Свое завершение эта новейшая немецкая7 философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...
... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее» [20, с. 23].
В этих последних словах заключена суть отношения основоположников марксизма к своим предшественникам, чьи прогрессивные идеи явились теоретическим источником собственного учения Маркса и Энгельса. Эти предшественники ставили задачи, на которые марксизм должен был ответить.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Критика исходного пункта гегелевской философии» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ПЕРЕТВОРЕННЯ ЯК ОКРЕМИЙ ВИПАДОК РЕОРГАНІЗАЦІЇ ПІДПРИЄМСТВ
ПРОГНОЗУВАННЯ ТА ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ДОХОДІВ НАСЕЛЕННЯ
Визначення грошових потоків на основі прогнозних фінансових звіті...
Аналіз використання основного та оборотного капіталів позичальник...
Соціальні зміни та соціальні процеси


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 694 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП