Кормовой руль был, очевидно, тоже изобретен в Китае. Китайская джонка радикально отличается от корабля тем, что, в то время как последний возник из первоначальной выдолбленной из дерева каноэ путем возведения бортов вокруг центрального киля, первая развилась из бамбукового плота путем подъема его носа и кормы2*29; 3-21. Она не имеет киля, и естественным местом для руля является середина кормы. В Европе центральный руль было гораздо труднее приспособить из-за старой срезанной формы киля на корме, и поэтому использовалось рулевое весло, закрепленное на правом борту; но когда в XIII веке центральный руль был приспособлен путем добавления вертикального ахтерштевня, это значительно повысило мореходные качества европейских судов с более глубоким килем, построенных по образцу судов викингов. Курс можно было теперь держать с помощью парусов, поставленных под большим углом к ветру. Это, в свою очередь, привело к развитию кормового и носового парусов из старого треугольного паруса. Уже не надо было больше ожидать ветров за кормой, и путешествия могли совершаться при более бурной погоде. Средневековая наука и техника 189 Два навигационных изобретения—компас и кормовой руль—должны были сыграть такую же важную роль на море, какую сыграло введение конской упряжи на суше. Их использование сделало возможными путешествия в открытом море, которые в значительной степени заменили прежнее каботажное плавание вдоль побережий. Они покорили океаны, впервые проложив дорогу научным исследованиям, войне и торговле, что имело огромные и быстрые экономические и политические результаты.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кормовой руль» з дисципліни «Наука в історії суспільства»