Первым представителем традиционной греческой философии был Фалес. Ему приписывают создание теории о том, что все первоначально было водой, из которой выделились земля, воздух и живые существа. Признано, что это та же теория, что и в книге Бытия,—обычный шумерийский миф о сотворении мира, вполне оправданный для страны, расположенной в дельте реки, где приходилось отвоевывать сухую землю у болот. Эти мифы, ввиду того что они верно сохраняли свою первоначальную форму, которая относится к эпохе до появления первых классовых обществ, можно считать в своей основе материалистическими3,47. Новое в версии Фалеса состоит в том, что он опускает творца. Подобно Лапласовскому ответу Наполеону, данному многими столетиями позже, «он не нуждался в этой гипотезе». Материализм Фалеса содержится в его увлечении природой и в отказе от метафизического умозрения, которое позднее вводилось для того, чтобы оправдать классовое общество. Это не механистический материализм, а скорее такой материализм, в котором вся материя мыслится как одушевленная. Он был гилозоистом (материя-жизиь). Это в основе своей материалистическое и атеистическое учение поддерживали позднее философы этой школы—Анаксимандр и Анаксимен, которые видоизменили эту гипотезу с тем, чтобы распространить ее на значительно большее количество явлений. Они также говорят о земле, тумане* и огне как об элементах (л, м, н) (по-гречески—stoieheia, или буквы), из которых состоит мир, подобно тому как слова составляются из букв. Гераклит, философ изменчивости, * У древних греков не было понятия о неощущаемом и невидимом воздухе. Поэтому они говорили о тумане илfi паре.У Анаксимандра впервые появляется понятие «апейрон»— воздух, эфир—как первооснова всего сущего. Туман же был равноправным элементом.— Прим. ред. Железный век. Классическая культура 103 избрал своим девизом panta rhei—все течет. Он полагал, что огонь является первичным элементом в силу своей активности и потому, что может все преобразовать. Он выражает это следующим образом; «На огонь обменивается все, и огонь—на все, как на золото—товары и на товары—золото»1'14*1*. Это высказывание еще раз показывает то, каким образом технические процессы и практическая экономическая практика породили новую философию, Гераклит также ввел идею о противоположностях: некоторые вещи, вроде огня, стремятся кверху, а другие, как камень,—книзу. Две противоположности являлись необходимыми друг для друга и порождали такое напряженное состояние, которое, например, создается между луком и его тетивою. Это явилось первым провозглашением диалектической философии. Эмпедокл, преемник этой школы философов-материалистов, показал на опыте, что невидимый воздух также является материальной субстанцией, и установил следующий порядок первичных элементов: земля, вода, воздух и огонь, один над другим, каждый в случае нарушения его местоположения стремится снова занять свое место. Он полагал, что противоположные тенденции—любовь и вражда, которые также считал механически действующими материальными факторами, непрерывно смешивают эти элементы и вновь отделяют их один от другого. Это похоже, хотя, вероятно, представляет совершенно самостоятельное явление, на дуализм Инь и Янг в древнем Китае. В этом случае мы также имеем два начала—мужское и женское, огонь и воду, взаимодействующие, чтобы образовать остальные элементы, металл, дерево и, наконец, землю, а из них при дальнейшем смешении—«десять тысяч вещей» материального мира. Мысль ионийцев была целиком устремлена к динамическому миру непрерывного взаимного преобразования материальных элементов. Большинство философов последующих времен были склонны больше сосредоточивать внимание на установленном естественном порядке элементов и думать о них как о неподвижной и неизменной части устройства вселенной. Этот статический порядок элементов, обобщенный Аристотелем, использовался для ограничения всевозможных прогрессивных изменений, в особенности социальных изменений. Это можно было сделать путем приравнення элементов к общественным классам и выведения отсюда того, что идеальным и окончательным положением в социальном мире является такое положение, при котором низшие классы подчинены высшим. Это отождествление общественного и естественного миров мешало пониманию и того и другого. Оно превратило первоначально материалистическую теорию в теорию формалистическую и препятствовало развитию астрономии, медицины и химии, навязывая им искусственные аналогии, претендовавшие на санкционирование всеобщего порядка. Другая укоренившаяся путаница лежала в основе мировоззрения древних: их элементам приходилось выполнять две несовместимые функции. С одной стороны, они выступали как действующие материальные частицы и движения известного им мира; элементы эти служили для объяснения, не прибегая к помощи богов, всей панорамы суши и моря, солнечных лучей и бури. В этом смысле мы и говорим еще о яркости этих элементов. Совершенно по-иному элементы также выступали как качество—жара и холод, сырость и сухость, легкость и тяжесть,—не будучи атрибутами чего-либо. Ни одни из элементов не был прикреплен к особой материальной субстанции, как это было с химическими элементами в XIX веке. Анаксагор (около 500—428 годы до н. э.), последний из ионийцев, зашел так далеко, что заявлял, что семена каждого элемента содержатся во всем, подобно нашим представлениям о состоянии материи—газообразном, жидком или твердом. Торжеством ранней ионийской школы было то, что она создала картину возникновения и деятельности вселенной без вмешательства богов или предопределенности. Основной ее слабостью была ее неопределенность, ее чисто описательный и качественный характер. Сама по себе она не могла привести ни 104 Наука в древнем мире к чему, с ее помощью нельзя было достигнуть ничего конкретного. Необходима было введение в философию понятий числа и количества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мир и его элементы. Фалес, Геракликт и Эмпедокл» з дисципліни «Наука в історії суспільства»