Не менее важным для дальнейшего прогресса техники и науки было развитие наземного транспорта, который сочетал в себе две крайне важные идеи: использование силы животных и колеса. Животные приручались и выкармливались вначале для пищи, для удовлетворения возросших нужд прежних охотников. К тому же времени животные обрели новую функцию—работать, возить колесные повозки и заменять женщину при обработке земли мотыгой, что преобразовало мотыгу в плуг. Первое использование животных для перевозок было, вероятно, связано с появлением вьючного седла. Чисто умозрительно, ввиду отсутствия каких-либо картин, где бы изображалось, как он делает это, можно себе представить, что древний человек должен был проявлять большую осторожность при верховой езде даже на осле. После седла, возможно, появилась iravois (волокуша), вьюк, привязанный к двум жердям, волочившимся по земле, которые еще до сих пор употребляются некоторыми народностями в Сибири. Однако это изобретение, вероятно, не является прототипом повозки, так как у наиболее ранних из них мы встречаем скорее ярмо и жердь плуга, чем оглобли волокуши. Необходимость перевозить более тяжелые предметы, которые было невозможно разъединить, такие, как стволы деревьев для балок или камни для огромных построек, появилась лишь с возникновением городов. Первым решением этого вопроса было создание саней, вероятно лишь расширенного варианта легких салазок лесных охотников. Тяжелые сани можно было спустить под гору, но на ровных местах стволы деревьев использовались в качестве катков. Решающий переход от саней на катках к повозке, вероятно, произошел под влиянием города, однако когда повозка была создана, она быстро распространилась и в сельских местностях. Действительная изобретательность заключалась в умении так прикрепить прочный каток к самой повозке, чтобы он мог вращаться не отделяясь от нее. В ранних месопотамских повозках и некоторых индийских повозках до нашего времени ось вращается вместе с колесами, прикрепляясь к телеге кожаными ремнями. Это был первый настоящий под-шипник, хотя дверь с ее подпоркой и муфтой должна была примыкать к нему. 72 Наука в древнем мире Следующая ступень в развитии колесной повозки наступила с удлинением концов, прежде всего с помощью прочных брусьев, чтобы сделать колеса, и с изобретением кожаного, а затем металлического обода колеса для скрепления этих брусьев. Первоначально колесные повозки появились, вероятно, у шумерийцев еще до того, как они возникли в Месопотамии. Египтяне, чьи города никогда не были расположены более, чем в нескольких милях от Нила, для транспортных нужд большей частью пользовались лодками, и поэтому у них колесные повозки появились очень поздно. Легкие колеса со спицами для военных колесниц, свободно вращающиеся, появились гораздо позднее, почти в конце бронзового века, ибо для этого требовалось очень точное искусство колесного мастера. Эти изобретения должны были иметь громадные материальные и научные последствия. Повозка и плуг сделали возможным распространение земледелия на все открытые равнины—дальше за пределы старых цивилизаций. Двухколесная повозка начала бронзового века, запряженная быками, явилась первым прототипом закрытого вагона, который должен был спустя четыре тысячи лет открыть прерии Нового Света. В низинных странах всюду, где могли пользоваться плугом и повозкой, они увеличили прибавочный продукт сельского хозяйства, так же как сделали возможным вывоз-грузов в другие страны. Рычаг и наклонная плоскость, уже использовавшиеся при сооружениях огромных храмов и пирамид, легли в основу механики. Использование колеса, из которого должны были возникнуть водяные колеса и блоки, должно было создать на этих основах новое здание теории, которая смогла подняться с земли до вращающихся небесных сфер. 12 спиц жертвенного колеса означали месяцы года, в то время как само колесо в движении превратилось в солнечный крест, или свастику,—символ, который вначале означал доброе, а затем зловещее предзнаменование. В то же время возросшие возможности и расширение перевозок с помощью телег и еще больше—судов наряду с необходимостью знать месторождения ценных материалов привели к обдуманному исследованию и к зарождению географии. Изобретение и последующее развитие всех этих новых достижений техники создали чрезвычайно обширное поле для научного понимания, так же как во времена, когда организационные нужды новой цивилизации пробудили духовные средства, с помощью которых такое понимание можно было выразить и передать.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Колесо» з дисципліни «Наука в історії суспільства»