1 Барон Корво — имя малоизвестное в русской, но ставшее почти нарицательным в англоязычной литературе, где ссылки на «стиль Корво» ("corvoesque style") указывают на ехидно-сатирическую и вместе с тем изысканно-философскую манеру письма. За именем «барон Корво» скрывается фигура талантливого писателя и эксцентричного человека Фредерика Ролфа (1860—1913), оставившего современникам и потомкам множество загадок. Одной из них стало происхождение самого имени «барон Корво» — было ли это имя действительным титулом или просто псевдонимом, остается неясным. Фредерик Ролф слыл человеком блестящего ума, но не нашедшим себя в жизни. Воспитанный в протестантских традициях и в молодые годы решивший посвятить себя религии, Ролф получил образование в Оксфорде, после чего неожиданно перешел в католичество и попытался добиться духовного сана в Ватикане. В последнем ему было дважды отказано, и его чуть ли не отлучили от церкви, так как церковные власти сочли поведение Ролфа слишком вольным. Удрученный этим обстоятельством, Ролф стал вести скитальческую жизнь и начал заниматься живописью, фотографией, журналистикой и литературой. В конце своей жизни он поселился в Венеции, где и умер, прослыв вздорным и неблагодарным отшельником. Ролф успел написать немало, но широкую известность ему принес роман «Адриан VII» и опубликованная посмертно автобиография «Страсти и поиски
Клотильда де Во целого». «Адриан VII» считается одним из наиболее уникальных литературных произведений начала XX в. Написанный в необычном стиле, сочетающем черты жанров апологетики и маньеризма, а также острую социальную сатиру с автобиографическим тщеславием, роман не уступает сочинениям Свифта по едкости и изяществу. Некоторые литературные критики метафорически окрестили его «кемпом». Загадочный жизненный путь Ролфа освещен в интересной биографической новелле А.Саймонса «В поисках барона Корво», впервые опубликованной более полувека назад и выдержавшей несколько переизданий (Sy-mons A. The Quest for Corvo. N. Y, 1934). 2 Вероятно, Э.-П. имеет в виду портрет работы малоизвестного мастера Ле-онарди. У Клотильды де Во была интересная родословная и трудная судьба. Ее отец, Жозеф Мари, был капитаном французской армии. При переправе через Березину он отморозил руку. Затем неудачно поддержал Наполеона во время пресловутых «Ста дней», попал в опалу и получил мизерную ветеранскую пенсию, надолго повергшую семью в финансовые трудности. По материнской линии Клотильда принадлежала к одному из известнейших родов Лотарингии: ее мать — Жозефина Анриетта де Фикельмон (а дядя — граф Шарль Луи де Фи- 10 - 7759 298 Комментарии Комментарии 299
кельмон, министр иностранных дел Австрии в конце 1840-х годов). Фамилию де Во Клотильда получила от мужа, некого Амеде де Во, брак с которым вверг ее семью в дальнейшие финансовые и нравственные проблемы, так как на четвертый год после свадьбы Амеде проиграл огромную сумму казенных денег и бежал в Бельгию, скрываясь от финансовой инспекции. Клотильда умерла от туберкулеза, когда ей исполнился 31 год; это был второй год ее знакомства с Контом, в памяти которого она навсегда осталась идеализированным образом «une sainte epouse dans mes reves d'avenir» («святой жены в моих грезах о будущем»). Среди перечисленных менее всего известными русскому читателю могут оказаться имена Леки и Морли. Оба автора заслужили достаточно серьезную репутацию в Великобритании своего времени, но за ее пределами ни тот ни другой не имел авторитета, в чем-то сравнимого с авторитетом Спенсера, Дюрк-гейма и остальных цитируемых Э.-П. авторов. Уильям Леки (1838—1903) — историк ирландского происхождения, получил известность работами по истории рационализма и истории европейской морали и нравов (Lecky W. The History of Rationalism. L, 1865; idem. History of European Morals. L, 1869). Работал над многотомной историей Англии XVIII в., но многие сочли его труд тенденциозным. Впоследствии Леки начал политическую карьеру как представитель Дублинского университета в парламенте. Жизнь Джона Морли (1838— 1923), в отличие от Леки, не была связана с академической деятельностью. Будучи студентом, он увлекся произведениями ДСМилля, проникся идеями гуманизма и, решив оставить консервативную атмосферу Оксфорда на последнем курсе, перебрался в Лондон, повторив путь множества «молодых Вертеров» Англии XIX в. В Лондоне Морли пробовал себя в разных гуманитарных профессиях, но в основном зарекомендовал себя как литературный критик и журналист. Написал ряд критических работ о произведениях таких мыслителей, как Дидро, Руссо и Вольтер, а также исторический очерк о Кромвеле. По словам его английского биографа, «Джон Морли... в свое время был одинаково хорошо известен как литератор, редактор и общественный деятель; но при всем разнообразии его занятий и неплохом качестве его достижений ни в одном из них он не смог прославиться» (Morley ]. Nineteenth-Century Essays. L, 1970, p.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Конт» з дисципліни «Історія антропологічної думки»