В середине I тысячелетия до н. э. в эпоху раннего железного века в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке—сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия одних народов, входивших в него, известны—это скифы, савроматы, саки. О других народах мы знаем только по оставленным ими памятникам: культура курганов Горного Алтая, татарская культура, уюкская и др. Еще в Прошлом веке было подмечено сходство предметов изобразительного Искусства из южнорусских курганов скифской знати и из курганов, 195 раскопанных в Южной Сибири. Сходство первоначально было отмечено по трем группам предметов: вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства. На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких к скифским образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные разновидности трехлопастных и трехгранных втульчатых и черешковых наконечников стрел. В степях также были распространены одинаковые или близкие по устройству удила и псалии, а из предметов искусства —бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствует распространение так называемых скифских котлов, отлитых из бронзы на поддоне в виде раструба, с вертикальными массивными ручками и выпуклым двойным пояском по поверхности, имитирующим шнур и круглых бляшек — символов солнца, а также появление обширных погребальных склепов, одинаковых украшений, алтарей и глиняной посуды. Археологический материал отражает то новое историческое явление, которое возникло в степях Евразии, на северных окраинах древних цивилизаций, Древней Греции, ахеменидской Персии, Китая, а позднее — государств эллинистического мира. Это была сила, сдерживавшая экспансию этих цивилизаций на север. Это был принципиально иной мир, отличавшийся по своей хозяйственной, культурно-исторической и идеологической направленности. Культурно-историческое единство возникло как результат воздействия нескольких факторов, а именно: природно-географического, экономического, этнического, идеологического, внешнеполитического и социального. Единство сложилось на территории степной, горно-долинной и части лесостепной Евразии — от Причерноморских степей на западе до Центральной Азии, Забайкалья и Ордоса на.востоке. С севера на всем своем протяжении пояс степей в древности был ограничен зоной лесов, где обитали племена с другим традиционным хозяйственно- культурным укладом. С юга почти непрерывная цепь гор отделяла эту территорию от Переднего Востока и Южной Азии, т. е. от зоны первоначального распространения производящего хозяйства и древнейших, первичных цивилизаций. Природно-географический фактор, начиная с энеолита — с возникновения здесь производящих форм хозяйства, -— определял направленность хозяйственного развития этого региона. Степной пояс Евразии, растянувшийся почти на 11 тыс. км, то расширяется, то сужается до совсем незначительных коридоров. На западе степи охватывают Южную Украину, степной Крым, Северное Предкавказье, Нижнее Поволжье, Южное Приуралье, расширяясь в 196 оГромные степные массивы Казахстана, Барабы, Кулунды. К востоку оНй идут узким коридором между Северными отрогами Кузнецкого длатау и лесной таежной зоной, а далее опять расширяются в степи ^акасско-Минусинского района Южной Сибири, Центральной Азии и Забайкалья. Степи различны по плодородности почвы: здесь и черноземные степи Украины, Южной Сибири с тучным гумусовым слоем, засушливые степи Крыма, Заволжья, Казахстана и Хакасии. Эта территория весьма разнообразна и в рельефном отношении. Здесь можно выделить -три типа зон: открытые, равнинные обширные массивы (Украина, Заволжье, Казахстан), предгорные степные районы (Крым, Северное Предкавказье, Южный степной Урал, Казахстан), котловины и замкнутые горами степные долины Тянь-Шаня, Памира, Саян и Алтая. Эти природно-ландшафтные различия играли определенную роль в период сложения культур скифо-сибирского мира и способствовали формированию особенностей хозяйства отдельных регионов. Нельзя не обратить внимание еще на один фактор — гидрологический. Протекающие здесь крупные реки Днепр, Дон, Волга, Обь, Иртыш и, наконец, Енисей как бы перерезают во многих местах степной пояс с севера на юг или, наоборот, с юга на север. В древности они являлись определенным препятствием для установления культурно-исторических связей. Тем не менее эти связи развивались вдоль степей по направлению запад — восток — запад. Основным транспортным средством была лошадь, на которой ездили либо верхом, либо запрягая ее в повозку. Сами степи стали большой транспортной дорогой, соединявшей Восток и Запад. Потребовалось около двух тысяч лет активного освоения степей, сложения исторических связей вдоль степей, прежде чем возникло такое историческое явление, как скифо-сибирский мир. Природно-географическая среда была не только чисто географической реальностью, но и тем фактором, который в немалой мере способствовал сложению скифо-сибирского культурно-исторического единства в VI—III вв. до н. э. Географически скифо-сибирский мир соприкасался в Причерноморье с древнегреческими полисами, а в Средней Азии —сначала с ахеменидской Персией, а потом, после ее разгрома и похода Александра Македонского, с царством Селевкидов и поздними эллинистическими государствами — Греко-Бактрией и Парфией. На востоке ордосский центр культуры скифского облика Развивался в непосредственной близости от циньского Китая. На севере, правда, граница была более расплывчатой, но в основном совпадала с контактной зоной лесостепей и лесными таежными массивами. Более четко ее можно провести в Азии. На западе скифо-сибирский мир граничил с фракийским миром и поздними культурами гальштата и латена, которые на восточных своих окраинах испытали Рачительное влияние скифов. Степной пояс Евразии был зоной традиционного обитания древ- 197 него европеоидного населения. У древних индоиранцев уже во II тьь сячелетии до н. э. возникли андроновская и срубная общности, охватывавшие значительные территории, где позднее сложились культуры скифо-сибирского мира. Как следствие хозяйственного подъема в результате появления рациональных приемов ведения скотоводческо-земледельческого хозяйства надо рассматривать довольно резкий демографический скачок в среде степного населения Евразии в VI—V вв. до н. э. Вряд ли он был связан с приходом на эти территории значительных масс нового населения. В период сложения единой общности в степях Евразии, видимо, имело место передвижение части саков с территории современного Казахстана на восток. Вероятно, в конце VI—V вв. до н. э. происходила миграция населения на Алтай и, возможно, в Минусинскую котловину, что обусловило резкое изменение характера тагарской культуры на рубеже VI—V вв. до н. э. Миграционные процессы в этот период, как известно, шли повсеместно: передвижения в Причерноморье, которые привели к установлению господства скифов; в Заволжье, Приуралье и Западном Казахстане устанавливается господство савроматов и, наконец, в VII—VI вв. до н. э. в Южной Сибири завершается подчинение индоиранцами местного населения — носителей ирменской культуры в лесостепи, карасукского и других групп населения в Хакасско-Ми- нусинском районе. Таким образом, при всей сложности и пестроте населения степей в первой половине I тысячелетия до н. э., очевидно, преобладало население индоиранской группы, что способствовало сложению и функционированию скифо-сибирского единства (прежде всего его идейно-мифологической и хозяйственно-экономической основ), а также постоянному поддержанию культурных и экономических связей между отдельными частями этого огромного мира. В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами сложились имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н. э.,— культ огня. Они были отражением представлений о мире, о Вселенной, идеи борьбы добра и зла, обожествления солнца и других сил природы, таинства круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются прежде всего в погребальном обряде и искусстве так называемого звериного стиля, которые являются убедительным доказательством идеологического единства культур и народов скифо-сибирского мира. Общим для всего этого мира стало изображение солнечного божества в виде летящего золотого оленя. Символами солнца у древних народов скифо-сибирского мира кроме этого были распространенные в степях золотые бляшки. Они встречаются в погребальных комплексах 198 и на оленных камнях (каменных стелах) в виде кругов, где солярные сИмволы изображены рядом с летящими оленями. Древние народы степной Евразии —скифы, саки жили в непосредственной близости от рабовладельческих классовых обществ древ- него мира — греков и персов. Образование греческих полисов в Причерноморье, экспансия ахеменидской Персии в скифский и сак- ский мир, походы греко-македонской армии на восток —эти исторические события способствовали ускорению процессов консолидации скифо-сибирского мира, развитию социальных отношений и образованию политических объединений раннегосударственного типа, которые могли противостоять древним рабовладельческим обществам. Нельзя не учитывать и социальный фактор. Сложение скифо-сибирского мира было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огромные царские курганы скифов, саков, курганы пазырыкского типа на Алтае, а также возникновение целых комплексов, состоящих из укрепленных поселений и отличающихся особым устройством и богатством инвентаря могильников. Социальный фактор был порожден новой эпохой, в то же время он способствовал образованию единства. Этот фактор играл особую роль в степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железа вплоть до V в., до н. э., Koftia активно шел процесс формирования идеологического, социального, военного лидерства. Об этом свидетельствуют монументальные погребальные комплексы типа Аржан и Салбык в Сибири, Келермес на Украине и Иссык в Казахстане. В эпоху скифо-сибирского единства на рубеже VI—V вв. до н. э. сложились крупные политические образования тагарцев, алтайцев в Южной Сибири, саков в Казахстане, савроматов в Поволжье и Южном Урале. Возможно, что археологические культуры степного пояса того времени и их варианты являются отражением существовавших ранее государственных образований. В развитии скифо-сибирского единства можно выделить несколько основных этапов. Первый этап охватывает период с конца VIII—VI в. до н. э. В это время идет формирование основ культур скифского облика в местной среде, сложение отдельных центров в Причерноморье, Северном Кавказе, Казахстане, Южной Сибири. Второй этап относится к V—III вв. До н. э. и связан, как отмечалось, с расцветом единства — новой исторической эпохой в степях Евразии. Характерной чертой этого периода Можно считать хозяйственный подъем в степях на базе скотоводства и пойменного земледелия, сложение и распространение единой идеологии и искусства, демографический скачок, формирование политических объединений раннегосударственного типа.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Скифо-сибирский мир» з дисципліни «Археологія»