Анализ состояния книжного рынка, представленный в предыдущем разделе, выявил наличие серьезных проблем в таких областях, как: финансовое положение издательств; конъюнктура и конкуренция на рынке; соотношение спроса и предложения; ценообразование и государственный контроль цен; распределение товара (издательство — оптовые базы и посредники — книжные магазины — индивидуальные покупатели); информационное обеспечение книжной торговли. Разумеется, очень многое зависит от общего состояния экономики страны, однако возможности и ресурсы для нормализации 21
книжного рынка есть у каждого его субъекта. Очень важны также государственная поддержка и государственное регулирование книгоиздательства и книготорговли, хотя многие специалисты высказываются по этому поводу весьма пессимистично, считая, что организации, занимающиеся данной деятельностью, могут рассчитывать только на себя. Так, в соответствии с Федеральной целевой программой поддержки государственной полиграфии и книгоиздания в России, утвержденной Правительством РФ, в 1996—2001 гг. на поддержку выпуска 2,5 тыс. социально значимых изданий было выделено и израсходовано около 300 млн руб. (примерно 10 млн долл. США). Данная программа была нацелена на решение следующих задач: обеспечить долговременные потребности Российской Федерации в конкретных видах социально значимой литературы; оптимизировать государственное участие в книжном рынке за счет экономической поддержки некоммерческих изданий, имеющих важное значение для интеллектуального и культурного развития российского общества; выпустить в период 1997—2001 гг. Большую Российскую энциклопедию в качестве уникального многотомного издания энциклопедического характера, посвященного России; осуществлять непосредственное руководство работами по выполнению утвержденной программы со стороны Госкомпечати (речь идет о контроле за реализацией госзаказа на издание и за ценообразованием, о финансировании хранения и экспедирования некоторых видов социально значимой литературы и т.д.). Специалисты прогнозировали на период 1996—2001 гг. следующие главные пути и формы совершенствования книжного рынка России, без которых была бы невозможна стабилизация книгоиздания и полиграфии. Образование в масштабах Российской Федерации, а затем и СНГ единого книжного рынка, обеспечивающего населению всех регионов одинаковую возможность приобретения любого выпускаемого на данной территории издания; увеличение к концу 2001 г. товарооборота книжного рынка не менее чем в 1,4—1,5 раза (по тиражам) за счет нормализации комплектования учебных заведений, библиотек, финансируемого федеральным и муниципальным бюджетами, роста платежеспособного спроса населения, а также за счет экономичного подхода к издательскому и полиграфическому исполнению книжной продукции. Создание книготорговой сети с высоким уровнем инфраструктуры, способной обеспечить общекультурные и профессиональные запросы всех групп покупателей на социально значимую 22
литературу, значительное снижение издержек обращения, целенаправленное развитие рыночных отношений, включая переход к экономически обоснованному ценообразованию и внедрение эффективного антимонопольного контроля. 3. Формирование финансовой системы и нормативно-правовой базы, обеспечивающих оптимальное функционирование и государственного муниципального, и частнопредпринимательского секторов книжной торговли, необходимые размеры инвестирования в подотрасль, постоянное взаимодействие издательских организаций с книготорговыми предприятиями и защиту прав потребителей. С 2002 г. начала действовать подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002—2005 гг.)» как часть Федеральной целевой программы «Культура России». Эти программы не только напрямую, но и опосредованно воздействовали на увеличение количества названий книг, относящихся к разряду «социально значимых», т.е. напрямую связанных с развитием культуры, науки и образования. Стабилизация экономического развития Российской Федерации, выход ее из стадии депрессии и финансового кризиса, безусловно, сказываются и на процессе развития книгоиздательского дела. А расширение книгоиздания вновь ставит вопрос о потенциальных возможностях российской системы книгораспростране- ния. На определение перспектив нормализации книжного рынка огромное влияние оказывают следующие обстоятельства: численность кадровых специалистов и работников массовых профессий в отрасли за последние пять лет сократилась примерно на 40—50% по сравнению с дореформенным уровнем, однако в сфере торговли работают достаточно квалифицированные сотрудники, да и в специальных учебных заведениях готовятся кадры для книгоиздательских и книготорговых организаций; основные производственные мощности центрального и регионального опта, а также розничной сети (складские помещения, специализированное оборудование, сеть книжных магазинов) сохранены, по оценкам экспертов, лишь на 70—80%, но они в состоянии переработать объем книжной продукции, который в 2—2,5 раза будет превышать современный книго- оборот; потенциальные возможности информационного обеспечения следует оценивать как удовлетворительные, так как значительно увеличилось число отраслевых периодических рекламных и информационных изданий, быстро растет парк компьютерной техники; дополнительным источником увеличения книжного товарооборота следует считать и потенциальные возможности книж- 23
ного экспорта в страны СНГ и Балтии, книгообмен с которыми в дореформенный период шел с превышением вывоза из России над ввозом в нее на 650 млн экземпляров в год. Федеральная программа по стабилизации и совершенствованию книжного рынка России является хорошо проработанной и может эффективно претворяться в жизнь, что и происходило по отдельным пунктам. Однако хорошо известно, что рыночная экономика развивается циклично, периоды подъема сменяются застоем или упадком. А в нашей стране рыночные механизмы действуют весьма специфично, да и политические, а также социально-экономические мероприятия, проводимые Правительством РФ, зачастую ухудшают ситуацию. В организации книжного дела в Российской Федерации можно выделить несколько основных проблем1, требующих их неотложного решения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тенденции развития книжного рынка» з дисципліни «Книговидання. Менеджмент. Маркетинг»