Главная задача художественного оформления книги — создать графи- ческую форму представления авторского текста, превратить рукопись в издание. Оригинальный авторский текст, независимо от того, написан ли он от руки или на пишущей машинке, либо представлен издателю в виде файла, подготовленного на компьютере, прежде чем стать книжным тек- стом, требует переработки, переформатирования. Он должен быть вып- равлен редактором, разбит на смысловые блоки, расчленен зрительными паузами, снабжен визуальными акцентами, активизирующими внимание чи тателя, оснащен средствами поиска и ориентации в текстовом массиве, в случае необходимости дополнен иллюстрациями и, наконец, заверстан таким образом, чтобы гармонировать с пропорциями будущего издания и быть комфортно читаемым в его контексте. Ведущая роль в описанном168 процессе превращения оригинала авторского в оригинал издательский принадлежит художнику книги и ее художественному редактору. Важный аспект дизайна — поиск специфических типографических средств и способов иллюстрирования издания с учетом его читательского адреса. Например, одним из факторов, которые необходимо учитывать при проектировании издания, является преимущественный возрастной контин- гент его будущих читателей. Так, при ориентации на пожилого чи тателя следует уделить особое внимание вопросам различимости шрифта и удобо- читаемости текста. Будучи человеком устоявшихся привычек, он, как пра- вило, предпочитает наборные шрифты традиционных рисунков. Его зрение неидеально, поэтому целесообразнее использовать малокон трастные шриф- ты, где соединительные штрихи лучше различимы, чем в шрифтах контрас- тных. По этой же причине следует избегать шрифтов малых кеглей, отдавая предпочтение в сплошном наборе корпусу или ци церо. Нежелательно при- менять и затрудняющие чтение цветные «подложки» под текст. Всеми этими ограничениями можно пренебречь при оформлении «мо- лодежной» книги. В наши дни восприятие молодого человека во многом определяется его повседневными контактами с аудиовизуальной аппара- турой, крикливой рекламой, напористой графической средой со времен- ного города. Чтобы завоевать внимание юного читателя, нужны сильные раздражители, поэтому в «молодежной» книге уместны экстравагантные типографические приемы, броские иллюстрации, цветовые ак центы, при- менение новых, еще не ставших расхожими шрифтовых гар нитур и на- чертаний. Различия в читательском адресе определяют и принцип иллюстриро вания книг, в частности изданий художественной литературы. Так, иллю стратор, работающий для читателя малоискушенного, лишь вступающего в мир изящной словесности, должен в большей или меньшей мере следо вать фабуле литературного произведения, изображать ее узловые момен ты. Иллюстрации же, адресованные знатоку литературы, могут не воспроиз- водить те или иные конкретные эпизоды повествования и даже не де мон- стрировать его героев, но в первую очередь призваны передать эмо циональную атмосферу повести или романа. Используя немногочислен- ные, но характерные изобразительные детали, художник в этом случае стре- мится дать простор ассоциативному мышлению читателя, стимули ровать работу его воображения. При проектировании подавляющего большинства изданий (отсюда сле- дует исключить книги художественно-экспериментального характера или задуманные в качестве коллекционных, библиофильских) дизайнер, как правило, сталкивается с необходимостью формировать художествен ную структуру книги сообразно ее функции. Так, Библия, торжественно возле- жащая на аналое во время богослужения, покет-бук, читаемый в вагоне, альбом с репродукциями произведений живописи, требующий уг лублен- ного просмотра, и инструктивная брошюра о противопожарных мерах немогут не отличаться друг от друга габаритными размерами, пропорциями, характером внешнего оформления и макетом верстки, рисун ком и кеглем наборного шрифта. Поэтому обязанность художника книги — постарать- ся создать максимально удобную для пользователя книжную композицию с учетом специфики данного издания и конкретных возможностей изда- тельства и типографии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Задачи художественного оформления книги» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»