ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Екологія » Екологія міста

Первые шаги в решении проблемы развития городов в будущем
Необходимость активного поиска решений проблемы урбанизации заставила сегодня изучать возможности улучшения городской жизни в будущем не только экологов, но и социологов, психологов, экономистов, архитекторов, океанологов, геологов, конструкторов, технологов во многих странах мира — Бразилии, Объединенных Арабских Эмиратах, США, в странах бывшего СССР, Японии.
Возникло множество идей строительства и проектов городов с совершенно новыми планировкой, организацией транспорта и рекреационных зон, структурой жилых и промышленных массивов. Появились проекты надводных городов в океанах и морях, проекты подводных и подземных промышленных и военных сооружений. Появились совершенно необычные по архитектуре проекты различных офисов, жилых домов и архитектурных ансамблей, проекты зон отдыха населения. И не только проекты. В Японии за последние 7 лет построено несколько искусственных островов вблизи крупнейших городов. На этих островах сооружены прекрасные парки, стадионы, культурные центры, детские базы отдыха. На одном из островов возле Токио сооружен современнейший аэропорт со специальными комплексами для огромного количества туристов. Становятся все более комфортабельными для проживания построенные по усовершенствованным проектам свайные поселения не только в таких городах, как Бангкок, Венеция, Гонконг, Манила, Сингапур, Шанхай и др., но и в развивающихся странах (Новая Гвинея, Полинезия, Центральная Африка).
Современная техника позволяет проектировщикам сооружать в открытом море не только нефтяные платформы, устойчивые к штормам и ураганам, но также создавать целые искусственные острова с зонами жизни как над водой, так и под водой. Сформировалось даже несколько типов "морских" архитекторов: промышленных (строительство в океане промышленных объектов, терминалов, складов) и гражданского строительства (разработка жилых и рекреационных массивов на воде), специалистов по океаническим горнодобывающим комплексам (нефть и газ, железо-марганцевые конкреции, полиметаллы и др.).
Проекты искусственных городов на воде (по книге Э. М.Боргезе "Драма в океане") таких архитекторов, как Ж. Ружжери, Кенцо Танге, Пол Меймонт, Паоло Солери и др. (1980—1990) поражают воображение. Их необычность, красота, сложность и значение для человечества, в случае их сооружения, позволяет отнести их к новым чудесам света XXI столетия (см. рис. 10.1).

452

Экология города



Среди многих примеров значительного улучшения экологической ситуации в больших городах Европы, Азии, Америки наиболее значительные и впечатляющие: Токио (Япония) и Куритиба (Бразилия).
Рис. 10.1. Проект плавучего города XXI века (Джон Крейвен)
Токио — город, в котором сегодня проживает (с окраинами) около 17 млн человек (в районе "Большого Токио" — более 32 млн) и курсирует около 5 млн автомобилей, 20 лет назад был одним из самых загрязненных городов мира, где полицейские на перекрестках вынуждены были работать в кислородных масках и периодически на улицах перекрывалось движение с целью предупреждения возникновения опасных для жизни людей смогов, в настоящее время становится все более и более благополучным, хотя далеко не все проблемы решены. Улучшению экологической ситуации города способствовало принятие правительством Японии целого ряда мер. Во-первых, специальным решением были ликвидированы или переведены в другие районы все крупные заводы (с обязательным сооружением необходимых очистных и фильтрующих устройств и экологизацией технологических процессов), а также приняты специальные новые жесткие законы об охране окружающей среды, контроле и ответственности за их нарушение. Строительство больших промышленных предприятий в Токио было запрещено, как и расширение существующих. На всех крупных столичных магистралях появилось более 80 электронных центров наблюдения за состоянием воздуха и уровнем шума. Полученная и обработанная в специальном электронном центре информация о превышениях нормативов и виновниках нарушений немедленно передавалась для самой широкой огласки (радио, телевидение, пресса). Для японцев, которые очень дорожат общественным мнением, это имело колоссальное значение в повышении экологической культуры владельцев транспорта и промышленников.
В Токио сумели зарезервировать 10% территории под зеленые насаждения (около 4 м2 зелени на каждого жителя), хотя каждый клочок земли здесь стоит баснословные деньги.

Раздел 11. Развитие городов в XXI столетии 453
Сегодняшний Токио является крупнейшим в мире центром накопления, распределения и распространения информации — "информационным городом мира". Чтобы поддерживать этот статус, муниципальным властям города необходимо решать все новые градостроительные и градоорганизационные проблемы, труднейшая среди которых — использование земли.
За 40 последних лет цена на земельные участки в Токио возросла более чем на 6000% и продолжает ежегодно возрастать на 90% (квадратный метр земли в центре города стоит около $ 400 000 США), что вынуждает строить небоскребы, невзирая на высокую сейсмичность района. Небоскребы (высотой более 250 м) имеют особую "двойную-спаренную" конструкцию, сооружены из особо прочных материалов, имеют специальные перемычки и приспособления. Вокруг небоскребов формируются городские субцентры (административные, научно-культурные, торговые).
На месте бывших полей орошения (площадь около 96 га) с целью разгрузки центра Токио также создается один из субцентров.
Проводится активная реорганизация всех видов транспорта, а станция Синьюку уже обеспечивает нормальное функционирование потока пассажиров объемов до 3 млн человек ежедневно (самый высокий показатель в мире).
В Токийском заливе на площади более 200 га на искусственном острове, сооруженном из отходов и продуктов драгирования морского дна, возведены несколько современных комплексов, новая линия транспортной связи с мостом, парки, каналы для коммуникаций связи, канализации, воды, газа. Этот центр назван Токио — Телепорт, он связывает четыре важных района Токио — бизнес-центр, Токийский международный парк съездов, жилищный район (около 100 000 жителей) и Парк Морской стороны Одайба.
Южнее Токио создается еще один субцентр — Минато—Миран—21 площадью около 200 га. Здесь будет международный культурный центр, информационный центр и парк гармонии Воды, Зелени и Наследия, а также центр конференций.
Самым известным в мире большим "экологическим городом" сегодня является город Куритиба в Бразилии. Его население сейчас составляет более 2 млн человек, хотя в 1950 г. здесь проживало всего 150 000.
Общими усилиями горожан и городских властей Куритиба превращен в один из самых зеленых городов мира, с самым совершенным (с экологической точки зрения) автобусным движением (>70% горожан пользуются автобусами ввиду большого удобства и низких цен), самым большим количеством дорожек для велосипедов (около 150 км), с торговыми, историко-культурными центрами и рядом улиц, где автомобильное движение запрещено, с 40 центрами кормления для детей.
Примером полной противоположности, когда экологические проблемы по многим причинам практически не решаются, является город Мехико (по данным книги Т.Миллера "Жизнь в окружающей среде", 1996.). В 1993 г. население Мехико насчитывало около 16 млн человек, а в 2000 году оно, по расчетам специалистов ООН, достигнет более 25,5 млн. Практически невоз-

454 Экология города
можно остановить ежедневный приток в город почти 1000 обедневших и разорившихся крестьян, надеющихся найти здесь лучшую судьбу.
Более 3,5 млн автомобилей (большинство — старые) и более 30 000 промышленных предприятий загрязняют воздух до такой степени, что над городом постоянно висит опасный смог (самое большое количество смогов в мире). Из-за употребления перезагрязненных воздуха и воды в Мехико ежегодно умирает более 100 000 жителей. В кварталах, где живет беднота (а она составляет большинство населения), отсутствуют канализация, водопровод, электричество. В сухие, жаркие, ветреные дни над этими кварталами поднимаются тучи пыли и на землю падают измельченные фекалии, вызывая широкое распространение таких болезней, как сальмонеллез и гепатит. Вокруг города накапливаются в буквальном смысле горы отбросов и отходов производства.
Примером небольшого города (около 50 000 жителей), который самостоятельно и довольно успешно решил почти все свои экологические проблемы, может быть город Девис в США (недалеко от Сан-Франциско). С 1970-х годов муниципалитет и жители города решили резко улучшить экологические условия проживания и добились этого за счет реализации плана экономии энергии (сократили энергопотери вдвое, активно начали использовать солнечную энергию), реорганизации системы транспорта, утилизации отходов.
Анализ положительного опыта улучшения экологических ситуаций в городах разных стран мира, полученного за последнее десятилетие, позволяет сделать следующие обобщения о возможных путях экологических урбанизационных процессов в XXI веке.
Первое направление экологизации — это осуществление ряда мероприятий, связанных с экологизацией энергетики, промышленности и транспорта в существующих городах, без перепланировки, реконструкции городов. Второе направление — это реконструкция структуры старых городов и строительство новых с учетом современных экологических нормативов и стандартов. Третье — реализация комплексной национальной и глобальной социально-экономической политики поэтапного ослабления развития гиперурбанизации и ее пагубного воздействия на биосферу.
К мероприятиям первого направления относятся внедрение целого ряда разработок по уменьшению в городах шума и загрязнений воздуха от автомобильного движения, усилия по увеличению площади зеленых насаждений, экономии тепла и электричества и все большему использованию солнечных батарей и биогазовых установок, а также внедрение новых, малоотходных, малоресурсоемких и максимально экологически чистых технологий на всех промышленных предприятиях, по эффективной и безвредной для окружающей среды переработке бытовых и промышленных отходов.
В частности, уменьшение шума может быть достигнуто модификацией шумопроизводящих устройств, глушением шумных приборов и процессов, сооружением специальной шумовой защиты для рабочих и населения, устранением шумных объектов и производств из жилых кварталов, использованием новых звукопоглощающих и звукозащитных технологий и материалов. Общее улучшение экологической ситуации может быть достигнуто введением экологического

Раздел 11. Развитие городов в XXI столетии 455
планирования использования каждого квадратного метра земли как в городе, так и в пригородных районах, осуществлением постоянного жесткого экологического контроля за выполнением всех экологических законов, правил и норм, возрождение скверов, парков, открытых зон отдыха в центрах городов.
Строительство городов на основе новых экологических подходов к планированию и использованию природных ландшафтов уже осуществлено в Бразилии, Великобритании (около 20 городов), Венесуэле, Нидерландах, Сингапуре, США, Финляндии, Франции, Швеции. Это преимущественно города с населением от 25 000 до 100 000 жителей. Их можно разделить на три типа: новые города-сателлиты, расположенные довольно близко к существующим мегаполисам (западный вариант названия городов-гигантов — мегаполисы); свободно существующие новые города, далеко отстоящие от мегаполисов; новые внутримегаполисные города, создаваемые в существующих мегаполисах на месте сносимых кварталов (трущобы, ликвидируемые промышленные или транспортные центры, базы и др.). Одной из форм экологизации, успешно реализованной в последнее десятилетие в США, является сохранение, обновление, резервация и основание внутри мегаполисов крупных и важных с экологической точки зрения зон (зеленых территорий, ландшафтов, водопарков): Централ-парка в Нью-Йорке, Парка золотых ворот в Сан-Франциско, Файрмонт-парка в Филадельфии, Парка Лейк-Фронт в Чикаго. Так как далеко не все мегаполисы мира имели аналогичную возможность заложить парковые зоны раньше, в начальных стадиях своего развития, используются и другие методы увеличения зеленых зон: например, создается несколько десятков малых парков и сквериков в различных районах мегаполисов на месте сносимых трущоб, улиц, других объектов (места выбирают экологи, а городские власти принимают специальные решения, постановления) высаживается большое количество деревьев вдоль улиц, во дворах разводятся цветы и трава (как и на некоторых плоских крышах домов), создаются пруды, озера в районах покинутых и заброшенных строений (пример — города Торонто и Ванкувер в Канаде, много городов в Западной Европе).
Один из вариантов успешно осуществляемой экологизации мегаполисов — установление ограничителей роста городов в виде зеленых поясов. Вокруг существующего города создается (восстанавливается, укрепляется) плотное кольцо зеленых насаждений (охраняемая законом лесопарковая зона шириной от нескольких сотен метров до нескольких километров), а контролируемый и обоснованный рост города осуществляется за пределами зеленого пояса. При этом создаются отдельные островки-поселения (жилые, торговые, научные, спортивные или другие центры) по периметру вокруг зеленой зоны, которые соединяются с центром мегаполиса специальными транспортными магистралями (пример — Портланд, штат Орегон, США).
Еще один подход — пакетная (кластерная) застройка ландшафта, когда территория используется под застройку не полностью, а участками (застраиваются менее экологически значимые участки), с консервацией островков зелени (луга, леса), с сохранением ручейков, речушек.
Современные американские градостроители еще в 80-х годах разработали несколько упрощенных моделей, которые могут быть использованы для раз-

456 Экология города
вития городов в будущем: модель концентрически-круговой застройки, секторная модель и многоцентровая модель (см. рис. 10.2).
В связи с первоочередной необходимостью уменьшения транспортной нагрузки в городах специалисты-урбоэкологи отмечают значительно возросший во всем мире интерес к велосипедному передвижению в мегаполисах. И не только потому, что это значительно полезней для здоровья и безопасней для окружающей среды, но и потому, что в центрах больших городов в часы пик из-за постоянных автомобильных пробок скорость передвижения падает до 8—10 км в час, и часто на велосипеде транспортные вопросы решаются намного эффективней (быстрее, дешевле, безопасней, полезней). Поэтому количество велосипедистов в последнее десятилетие увеличилось во много раз не только в Китае (до 300 млн велосипедистов) и Японии, но также в США (с 0,5 до 3,5 млн) и Западной Европе. Этот фактор учитывается при развитии городов (планируются и оборудуются специальные стоянки, дорожки и др.).
Решением вопросов управления процессами урбанизации глобального масштаба уже частично занимаются и в будущем должны заниматься более активно и эффективно такие международные организации, как ООН, специальные международные комиссии и комитеты, осуществляющие разработку и реализацию таких международных программ, как регулирование процессов роста населения и его миграций; устойчивое, эколого-экономически сбалансированное развитие наций и нашей цивилизации вообще; предотвращение негативных глобальных климатических изменений (огромную роль в развитии этих изменений играют мегаполисы планеты) и других. Примером могут служить программы МАБ (Man and Biosphera — Человек и Биосфера, проект "Экологические аспекты городских систем") и ЮНЕП (United Nations Environmental Programme — Международная программа охраны окружающей среды), в выполнении которых уже почти 20 лет участвуют десятки стран и благодаря которым частично решены наиболее острые экологические локальные и региональные вопросы, в том числе — экологические проблемы городов. Проблемам экологии будущих городов значительное внимание уделено и в документах, принятых на самом представительном за последнее десятилетие международном экологическом форуме, состоявшемся в Рио-де-Жанейро в 1992 г., где по этому вопросу также приняты соответствующие решения ("Agenda 21").

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Первые шаги в решении проблемы развития городов в будущем» з дисципліни «Екологія міста»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ ГРОШЕЙ. ГРОШІ ЯК ГРОШІ І ГРОШІ ЯК КАПІТАЛ
Змінні грошові потоки
Збір за право використання місцевої символіки
Подвоєння та подовження приголосних
Загадка пешехода и паровоза


Категорія: Екологія міста | Додав: koljan (15.04.2013)
Переглядів: 961 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП