Магия и религия как способы рационализации человеческой деятельности
Понятие харизмы. В человеческие действия включены способы ориентации, которые обеспечивают единообразие поведен-
152 ческих актов. Социальное действие может быть ориентировано целерациональ-но или ценностно-рационально; помимо этих двух типов рационального действия Ве-бер выделял еще аффективный (действие под влиянием эмоций) и традиционный (дей-ствие по установившемуся обыкновению, даже если оно не отвечает рациональным критериям и уязвимо для критики, т.е. речь идет в данном случае о нерациональных аспектах действия). В анализе первобытной религии главную роль играет традиционализм, связан-ный, как устанавливает Вебер, с ритуалом и сакрализацией (освященностью) призна-ваемого законным порядка. Однако и на этой стадии в какой-то степени уже действует норма рациональности в достижении целей (эту деятельность Малиновский квалифи-цировал как "первобытную науку"). Ориентация на законный порядок предполагает существование правил поведения и создает различное отношение к "законным" и "от-клоняющимся" действиям. Законность порядка в рамках традиционализма признается в силу его освящен-ности традицией, т.е. опирается на связь с сакральностью, а не с "интересом": порядок признается как нечто ценное само по себе, как "конечная ценность". Для того чтобы могла существовать законность, лицам, в ней заинтересованным, недостаточно прийти к соглашению - у них должна существовать некая безусловная обязанность по отноше-нию к законному порядку, которая делает возможным само соглашение (то, что Дюрк-гейм называет "недоговорным элементом договора"). Откуда же берется эта обязан-ность, это первичное и универсальное условие и элемент установления социального отношения между людьми? Эту обязанность Вебер, как и Дюркгейм, интерпретирует как. моральную власть: для того, кто считает порядок законным, жизнь, согласная с правилами порядка, становится вопросом морального долга. Бескорыстное отношение гражданина к власти отличает его от "беспринципного" (корыстного), лишенного нрав-ственного аспекта отношения конформиста (законопослушного по трусости или из эгоистического интереса), с одной стороны, а с другой - от радикала, для которого по отношению к существующей власти не имеется никаких обязательств вообще (напри-мер - отношение к власти революционной интеллигенции в России второй половины XIX - начала XX в.). Позиция радикалов может быть охарактеризована в терминах Ве-бера и Дюркгейма как "бесконтрольное проявление интересов", исключающее согла-шение (общественный договор, консенсус).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Магия и религия как способы рационализации человеческой деятельности» з дисципліни «Соціологія релігії»