• Альтернативные СМИ как форма социального протеста и гражданской активности
В западной социологии термин «альтернативные СМИ» означает СМИ, создавае-мые небольшими группами критически настроенных единомышленников в противовес доминирующим, «официальным» и коммерческим СМИ. В отечественной литературе этот термин имеет по крайней мере ещё одно значение, которое рассмотрим далее. Основными причинами распространения альтернативных СМИ в современных об-ществах являются: ■ социальное неравенство, наличие в обществе групп, регулярно подвергающихся дискриминации; ■ культурная неоднородность современных обществ, противоречивость ценност-ных и мировоззренческих ориентиров, наличие разнообразных субкультур; ■ утверждение демократических ценностей, способствующее всё большему рас-ширению прав и свобод человека, осознание многими группами ограничения своих прав и необходимости их отстаивать; ■ критическое восприятие частью общественности современных официальных («мейнстримовых») СМИ как «рупора» политического истеблишмента и крупных корпораций; ■ совершенствование коммуникационных технологий, обеспечивающих активным гражданам возможность создавать собственные СМИ или некие их аналоги. В качестве предшественника современных альтернативных СМИ можно рассмат-ривать оппозиционную прессу эпохи буржуазно-демократических революций. Свободная пресса служила средством полити-ческой борьбы укреплявшего свои позиции буржуазного слоя. В разделе «СМИ и поли-тические отношения» уже уделялось внимание этому вопросу. Следующий этап в развитии оппозиционных СМИ был связан с рабочим и профсо-юзным движением, другими массовыми политическими движениями конца XIX — нача-ла XX века. Печатное слово — пресса, брошюры, листовки — служило орудием полити-ческой борьбы и пропаганды новых идеологий, привлечения сторонников, полемики с приверженцами и защитниками статус кво, укрепления групповой сплочённости. Таким образом, первоначально альтернативные СМИ имели непосредственное от-ношение к политической борьбе, представляя точку зрения оппозиционных сил, в том числе и весьма радикальных. На нынешнем этапе ситуация несколько изменилась. Альтернативные СМИ и сего-дня остаются средством политической борьбы, но в то же время сфера их деятельности заметно расширяется. Политическая борьба, борьба идеологий в наиболее развитых странах сегодня в значительной степени ослабела. Сформировался некий базовый политический консенсус, за пределами которого остаются лишь маргинальные политические группировки ради-кального и экстремистского характера. К таковым можно отнести, например, неофаши-стские группы, которые существуют фактически во всех западных странах, а также и в России. Эти группировки могут иметь собственные СМИ, газеты, журналы, сайты и т.д. Однако не этот тип альтернативных СМИ является сегодня доминирующим. Важным этапом в становлении альтернативных СМИ в западных странах стала мо-лодёжная контркультурная революция 60 — начала 70-х годов XX века. В этот период наблюдался настоящий всплеск альтернативных СМИ, как печатных, так и электронных (речь идёт о радио). Возникало множество нелегальных (т.е. не имевших государствен-ной лицензии на вещание) радиостанций, в деятельности которых принимала участие не только критически настроенная студенческая молодёжь, но также и некоторые представители интеллектуальной элиты, придерживающиеся «левых» по-литических взглядов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «• Альтернативные СМИ как форма социального протеста и гражданской активности» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»