Течение социального дарвинизма продолжает линию Спенсера-Дарвина, сводя законы развития общества, социальных изменений к биологическим закономерностям. Социально-политические симпатии представителей данного течения обусловливали противоречивое многообразие его версий от социализма до расизма. Обшая установка сводилась к помещению социальной науки в биологические рамки, помогающие понять суть человеческого поведения и его фундаментальные правила. Человек отличается от животных как одно животное от других. Поэтому в их интерпретации корни социальной организации уходят к биологической организации человека («этология человека»), С такой точки зрения проблема соотношения природы и культуры снимается: культура есть просто специфическое видовое поведение одного особенного примата, она должна быть объяснена теми же самыми принципами, что и развитое поведение любого примата. Человеческое поведение является лишь одной нз областей сравнительной зоологии животного поведения, то есть объект того же рода анализа и объяснения. Поэтому никакой специальной теории, кроме дарвинистской, не нужно, чтобы объяснить постоянство более общих черт человеческой социальной организации. Акцент при этом делается на объяснении эволюции общественной жизни с помощью дарвинистских биологических принципов: а) естественного отбора, который создает целесообразность в природе (адаптивные модификации); б) борьбы за существование, в которой выживают формы, наиболее приспособленные к данным условия среды. Таким образом обосновывается, что все виды животных и растений изменчивы и произошли ес- 223
тественным путем от других видов, существовавших раннее. Исторический процесс подводится под данные принципы, объясняющие естественный отбор, корреляцию между средой и обществом, выживание и т. п. Осбснно-стью при этом является переход к биопсихологическим способностям человека, которые лежат в основании социальных структур. Потребности социального организма обусловливают развитие социальной солидарности как необходимого условия для единения и выживания на основе общечеловеческих (морали) и кооперативно-групповых (нравственности) качеств. Либеральные концепции опирались на экономическую конкуренцию (Спенсер) и индивидуалистический эгоизм, игравшие роль естественного отбора в обществе рыночного капитализма. Их представители переносят акцент на моральную и интеллектуальную приспособляемость, открывающие путь социальным вариациям и новым иерархиям. Отбор происходит по критерию социальной полезности (без вмешательства государства) демократических институтов и соответствующей организации политической практики. В этом заключается гарантия эволюционного прогресса мирно соревнующихся социальных групп и обществ.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социально-дарвинистское течение» з дисципліни «Історія і теорія соціології»