Организмический подход к обществу позволяет Спенсеру представить его как «социальный агрегат», похожий на индивидуальный организм. Данная аналогия составляет основу биогенетической концепции генезиса общества и его естественного роста, подобно органическому росту2 (28, 1, 287). Во-первых, оно возрастает (а не искусственно производится — Гоббс) в размерах: растет концентрация людских масс с одновременным территориальным «расширением» сферы их влияния По мере развития составные части увеличивают взаимозависимость, обусловливая интегральное целое (новую целостность). Во-вторых, общество внутренне дифференцируется: масса населения приобретает структурную разновидность, разделение труда, индивидуальную свободу и т. п. В-третьих, возрастает (усложняется) его организация: реагирование на внешнюю среду ведет к росту стремления сохранить стабильность общества — порядок. Это является одной из важных пружин, поддерживающих функционирование мирно-эволюционного механизма социальных процессов. Поэтому судьба человечества зависит не от существа вне его или над ним, а лишь от него самого. Социальный организм состоит из трех основных частей: — регулятивная система для осуществления управления и контроля об щественной жизни на основе страха: перед живыми его поддерживает госу дарство, а перед мертвыми — церковь (28, I, 273); — поддерживающая система церемониальных институций — статус, ранг, которые формируют чувство субординации, регулирующее социальные отношения; - дистрибутивная ситема для поддержания сотрудничества в достижении общей цели принудительно (военное общество) или добровольно (промышленное общество). В социальной жизни проблема корреляции между обществом и средой выражается через закон выживания наиболее приспособленного и одаренного (социальные структуры, институты, организации, ценности и т. п.), 1 Данная ориентация найдет применение в концепциях XX в.: а) «малых дел» — частичных, поэтапных изменений социальных систем, отражающих мудрость подлинного прогресса, заключенную в развитии мелкомасштабных технологий (Б Стоукс, Е. Шумахер и др.), б) «открытого общества» (К, Поппер), в котором социальные новшества совершаются через постепенную «частичную работу» с опорой на социальные технологии как альтернатива радикальным и глобальным социальным преобразованиям в «закрытых» (тоталитарных) обществах. ' Данный подход к мирно-эволюционному развитию общества Спенсер направляет прежде всего против людей, «увлекающихся» революционными (социалистическими) идеями радикального переустройства общества, ибо борьба классов («социальная болезнь») нарушает «естественную» тенденцию общества к внутреннему равновесию. 163
реализующего себя в управлении жизнью и трудом в общественной динамике. При этом активизация мышления, приращение знаний ведут человека к целенаправленным (цель, мотивация) действиям по изменению социальной среды. Эволюционные процессы общественного организма могут быть остановлены или расстроены, но не могут быть улучшены искусственным путем. Общество, как и все живое, имеет основополагающие потребности (функциональный реквизит), которые должны удовлетворяться (28, 1, 302). Существующие социальные институты и поведенческие типы Спенсер рассматривает как выражение данных потребностей, то есть как выполняющие необходимые функции в структуре общества. По Спенсеру, человеческие желания, используя разум для их удовлетворения, действуют приблизительно одинаково. Задача социологии, изучающей естественные связи в отношениях между людьми, соединенными в общество (единое целое), заключается в установлении и объяснении их функциональной и структурной дифференциации. Вместе с тем, Спенсер считает, что отличие общества от обычного биологического организма — в четко выраженной обратной зависимости: общество (целое) существует для нужд индивидов (части). В данном ключе он разрабатывает либеральную триаду «свободные индивиды — государство — рынок» при господстве меньшинства (сословия управляющих), организующего труд и жизнь большинства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Индивидуалистическая концепция общества» з дисципліни «Історія і теорія соціології»