Как и социология труда, социология культуры представляет собой отрасль социологии. Предмет социологии культуры — любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы. В сферу ее изучения входят интересы, мотивы, ценностные ориентации широких масс. Ее специфика определяется особенностями эмпирических методов — анкетного опроса, интервью, наблюдения кинозрителей, читателей, посетителей музеев и т.д., дающих сведения об их культурных предпочтениях, художественных вкусах, мнении о прочитанном и др. Изучение этого среза реальности не входит в качестве отдельной темы ни в культурологию, ни в этнографию, ни в антропологию. Социологию культуры интересует, почему молодежь предпочитает авангардную музыку, абстрактную живопись, модернистский театр, а пожилые люди склонны к более консервативным формам искусства; зависит ли интенсивность посещения учреждений культуры от возраста, пола, образования; зависят ли культурные предпочтения людей (например, увлечение авангардным или традиционным искусством) от размера дохода, места проживания (город — село, столица — периферия и т.д.), социального положения; какова по содержанию и интенсивности досуговая деятельность у разных слоев населения, у разных по характеру труда групп работников и т.д. 314 Социология культуры включает множество подцисциплин: социология образования, социология науки, социология морали, социология религии, социология искусства, социология досуга, социология спорта и др. Сегодня наблюдается тенденция к еще более узкой специализации знания, поэтому внутри подцисциплин выделяются самостоятельные тематические области и направления, например: в социологии искусства — социология театра, социология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изобразительных искусств; в социологии образования — социология средней школы, социология профессионально-технического образования, социология высшей школы (социология студенчества) (рис. 24). Иногда социология культуры подвергается чрезмерной специализации и дроблению. Так, по мнению видного специалиста Л.Н. Когана, социология культуры «включает в себя несколько относительно самостоятельных научных дисциплин, которые могут быть объединены в три связанные друг с другом группы. Рис. 24. Социология культуры, как отрасль, входит в общую социологию и в то же время внутри себя дифференцируется на множество субдисциплин, каждая из которых, в свою очередь, может распадаться на более частные направления 315 1. Группа социологических дисциплин, связанных преимущественно с изучением материальной культуры: а) социология культуры материального производства; б) социология культуры быта; в) социология физической культуры; г) социология сексуальной культуры. 2. Группа социологических дисциплин, относящихся преимущественно к духовной культуре: а) социология образования; б) социология науки; в) социология нравственной культуры; г) социология религиозной культуры; д) социология художественной культуры. 3. Группа социологических дисциплин, которые не могут быть однозначно отнесены ни только к материальной, ни только к духовной культуре, т.е. представляющих собой "вертикальное сечение" и материальной, и духовной культуры: а) социология политической культуры; б) социология правовой
культуры; в) социология экономической культуры; г) социология эстетической культуры; д) социология экологической культуры»34. Вряд ли целесообразно такое дробление социологии культуры. Внутри этой отрасли социологии существует множество подотраслей, но множество ограниченное. Если, скажем, в США по социологии популярной культуры, или поп-социологии, проведены тысячи эмпирических исследований и опубликованы сотни книг и статей, то данная подотрасль имеет право на самостоятельное бытие. А если по социологии экологической культуры или со-циолотии культуры материального производства, выделенных Л. Котаном, не написано ни одной работы, то следует сомневаться в наличии этих областей знания вообще. Другие специалисты, в частности Ю.А. Клейберг35, предлагают выделять в сфере социологии культуры следующие субдисциплины: ♦ социология досуга; ♦ социология города и села; ♦ социология науки; ♦ социология воспитания; ♦ социология девиантного поведения; ♦ социология массовых коммуникаций; ♦ социология игры; ♦ социология общения; ♦ социология менеджмента; ♦ социология технологий культуры и досуга. Таким образом, круг проблем, которые охватываются социологией культуры, очень широк. Сюда входят: изучение воздействия разных форм общения (лекции, речи на митинге, беседы) на аудиторию; анализ состава создателей ценностей культуры (профессиональных и самодеятельных) по возрасту, полу, социальному положению, стажу работы, образованию; выяснение социальных ролей творцов и потребителей культурной продукции, зависимости продукции от характера труда ученых, музыкантов, актеров, режиссеров, администрации; исследование жизненного цикла художественного произведения, например книги, в том или ином сообществе (написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, обретение популярности или забвение, цитирование, критика, превращение в классику и т.п.) и творческой карьеры самих писателей, художников, ученых и др. Внутри отрасли в качестве самостоятельного образования выделяется прикладная социология культуры. Специфика социологического изучения содержания телепередач, книг, спектаклей, фильмов состоит в том, что социология изучает массовые, вероятностные, обладающие регулярностью культурные феномены. В ее задачу не входит объяснение эстетической ценности произведения искусства, его своеобразия и неповторимости — это прерогатива кинокритики и искусствоведения. Социолог, обращаясь к анализу культурного явления, выделяет устойчивые, единообразные, сравнимые единицы, поддающиеся дальнейшей квантификации. эганЛ.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. С. 15. хейберг Ю.А. Программа курса «Социология культуры и досуга» // Социологические исследова- |я. 1993. №7. С. 35-41. 31S Прикладная социология культуры — научное направление в рамках социологии культуры, занимающееся социокультурной диагностикой культурной инфраструктуры, анализом эмпирических данных, разработкой и внедрением практических рекомендаций, управленческим консультированием местных властей по улучшению культурной ситуации в данном городе, округе, районе, губернии и т.д. Прикладной социолог способен оказать городской администрации неоценимую помощь в правильном планировании и размещении учреждений социального, культурного и бытового назначения. Именно он выяснит, в какое время суток и в какие районы города больше всего приезжают и отъезжают люди, какие культурные учреждения посещаются интенсивнее, стоит ли строить в «спальных районах» театры и музеи или ограничиться, как это практикуется в последние годы, кафе и ресторанами, какой должна быть репертуарная политика кинотеатров и видеосалонов в зависимости от возраста, пола и уровня образования жителей района. Социолог выяснит полный список культурных потребностей и предпочтений горожан на сегодняшний день. Построив рейтинг всевозможных учреждений культуры (театров, клубов, библиотек, музеев), он поможет установить, что именно и в каком количестве стоит ныне строить, а что необходимо «заморозить». Так, далеко не все поверили уральским социологам, выявившим еще в 1968 г. тенденцию к значительному сокращению посещаемости кинотеатров, особенно городских. Однако этот прогноз оправдался (исследование Л.Н. Когана). Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний36.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социология культуры» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»