ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

НУЖНА ЛИ СОЦИОЛОГУ И СОЦИОЛОГИИ ФИЛОСОФИЯ?
Философия играет важную роль как в естественных, так и в социальных науках. Причем не только в периоды спокойного развития науки, но и в периоды кризиса. В начале XX в. великий физик А. Эйнштейн писал: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки»1. Его убеждение полностью разделял другой великий ученый, создатель квантовой физики М. Борн:«... любой современный ученый-естественник, особенно каждый физик-теоретик, глубоко убежден, что его работа теснейшим образом переплетается с философией...»2.
шштейн А. Собрание научных трудов. Т. 4. М.: Наука, 1967. С. 248. >рн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973. С. 44.
48
Философия в структуре научного знания выполняет не только методологические3 , но и мировоззренческие функции. Философия, по определению В.П. Горана, — «это рефлексивная метамировоззренческая теория»4. Мировоззренческий характер философии обусловлен тем, что она представляет собой не просто совокупность знаний, а идеи, поднявшиеся до уровня убеждений (в силу всеобщего характера законов и принципов), превращающих эти идеи в персональные установки и практические ориентиры.
В качестве методологической инструкции философия определяет технологию построения социологической теории, а в качестве мировоззренческого компаса — выбор тех или иных категорий и понятий (строительного материала научной теории), теоретическую интерпретацию обработанных на компьютере первичных данных, оценку событий, явлений и фактов. Когда о социологе говорят, что он пристрастно оценивает события, например с партийных позиций, это значит, что в его сознании роль философии как мировоззренческого ориентира превышена. А когда социолога винят в том, что он не способен отличить социологические явления от экономических или психологических, повысить теоретический уровень своих обобщений, неправильно проводит концептуализацию переменных, допускает логические противоречия, то это может означать только одно: у него нет философского мышления, а потому он не сделает себе карьеру в качестве профессионального социолога.
У плохого социолога, в студенческие годы основательно не изучившего философию, нет главного — социологического видения мира. Он рассуждает как человек с улицы, строит программу исследования чисто механически, используя известные штампы. Его теоретическая модель тривиальна и неинтересна, а если там присутствуют философские понятия или суждения, то они либо непрофессиональны, либо неоригинальны. Первый признак того, что социолог играет философскими категориями, стремится сделать свои построения наукообразными, — это использование им «заковыристых» понятий, сложных языковых выражений, нагромождения загадочных терминов, особенно иностранных; все это верный признак псевдофилософского мышления. Спросите автора, что именно означают эти понятия и термины, — и вразумительного ответа вы никогда не получите. Таких горе-социологов следует отнести к недоучившимся философам.
Философская культура проявляется не в знании того, какой философ в каком году жил, какие сочинения написал и каких идей придерживался, а в умении философски анализировать самые земные явления. А это умение дается лишь в ходе постоянной тренировки своего аналитического инструмента, в процессе применения идей великого философа к повседневной жизни. Философия дает человеку мудрость, которая выражается в простоте, а не замысловатости языка.
Суть самой философии — наведение порядка в наших головах, формирование дисциплинированного мышления. Философия помимо прочих ее заслуг — это еще и прекрасный тренинг для мозгов.
3 СимановА.Л. Методологическая функция философии и научная теория. Новосибирск: Наука, 1986.
4 Горан В.П. Философия. Что это такое? // Философия науки. 1996. № 1 (2). С. 3-14.
49

Обращение к философии должно быть для социолога обязательным в процессе получения образования. Можно, разумеется, обойтись без нее, сделав великолепную карьеру в жизни (в бизнесе, на телевидении, в проведении эмпирических исследований на заказ), но настоящим ученым, специалистом в фундаментальной науке недоучившийся социолог никогда не станет. Выпускники философского факультета, где обучают самым разным наукам — от теории литературы, математической логики и естествознания до античной философии, — чувствуют себя уверенно практически в любой гуманитарной сфере. Многие из них, получив основательную тренировку в методологии мышления, успешно пробуют себя и добиваются успеха в самых неожиданных областях. Старшее поколение отечественных социологов (В. Ядов, Ю. Левада, Ю. Давыдов, А. Здравомыслов) пришли в зарождающуюся социологию в 60-е гг. XX в. именно со скамьи философских аудиторий и достигли необычайных высот. Секрет философии, если ею заниматься всерьез, как раз и заключается в том, что она подготавливает человека к профессиональному занятию в любой сфере деятельности.
Правда, если подходить к изучению философии формально, из вас получится всего лишь жалкий начетчик, ментор или попросту надутый индюк. Высокопарно выражаться о банальных и весьма прозаических вещах, раздув щеки и сделав умное выражение лица, — вовсе не значит быть философом. К сожалению, советская система философского образования, в массовом порядке штамповавшая преподавателей марксизма-ленинизма, пропагандистов самой передовой идеологии пролетариата, очень многим испортила судьбу. Из них могли бы получиться, быть может, прекрасные доярки или умелые каменщики, но они почему-то предпочли непыльную кабинетную работу и очень скромный оклад в государственном секторе. Вы с ними не встречались? А может быть, читали их опусы?
Именно в советский период выработался дурной вкус в изложении основ философии: выражаться непонятно и скучно, но очень наукообразно. За это — преобладание формы над содержанием — студенты не любят философию. Точнее говоря, не любят форму подачи материала, а не самую науку — ее-то как раз молодые люди и не успели познать. Мертвое слово начисто отбило желание приобщиться к живой философской мысли.
Исторический материализм советского периода сплошь построен на тол-мачестве. В свое время К. Маркс сделал гениальное открытие и создал учение, которое не перестает будоражить умы ученых по сей день, а советские философы, которым категорически запрещалось хотя бы на шаг отступить от этого учения, вынуждены были своими словами растолковывать азы его блистательной философии. Самые талантливые выпускники философского факультета, не выдержав морального диктата, ушли в родственные области — историю античной или средневековой философии, социологию, лингвистику, логику, а другие, поднаторев в словосочинительстве, выпускали монографии и учебники, продвигаясь по партийной линии.
50
Из единого корня философской мысли в течение 2500 лет выросло могучее дерево познания и практики, насчитывающее тысячи ветвей, веточек, ответвлений и просто листочков (в зависимости от значимости данной дисциплины или области практики).
Быть прародительницей всех человеческих знаний и наук — исключительная культурная роль философии.
Математика универсальна, но она всего лишь язык, с помощью которого ученые более кратко и ясно формулируют свои мысли. Математические уравнения можно выразить словами, но это неудобная форма. Подобно ей бухгалтерия тоже является техникой счета, но подменить сложную науку экономики она не в состоянии.
Философский отпечаток можно обнаружить буквально в каждой науке, а их, даже по самым скромным подсчетам, несколько тысяч, а возможно, и десятков тысяч. Большинство выдающихся физиков XX в. (Планк, Бор, Гай-зенберг и др.) впоследствии становились философами, не переставая быть физиками. Большая часть понятий физики была заимствована из философии: «материя», «сила», «масса», «движение» и др. Но и в социологии, возникшей всего 150 лет назад, таких заимствований не меньше: «общество», «личность», «государство», «культура», «цивилизация» и др.
Рис. 2. Из ствола под названием «философия» разрастается могучее древо познания
51
Философия, породившая все области человеческого знания, должна быть сродни не только точной физике, но и изящной живописи. В ней много от искусства, его непреходящих ценностей. Слово «мудрость» несет в себе отпечаток не только достоверности и истинности, но и вечной актуальности, какого-то непостижимого изящества. Мудрые мысли, как бриллианты в короне королей, редки и ценятся на вес золота.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НУЖНА ЛИ СОЦИОЛОГУ И СОЦИОЛОГИИ ФИЛОСОФИЯ?» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА ВИДИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА
Умови кредитної угоди
Склад – найменша вимовна одиниця
Чергування голосних і приголосних
Історизми, архаїзми, неологізми і фразеологізми


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 604 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП