ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Здравый смысл и обыденное сознание
Более высокий, чем обыденное сознание уровень знаний, понятий и представлений — это здравый смысл, т.е. не эмоциональная, а рациональная, рассудочная форма коллективного сознания. В здравом смысле русского крестьянина сосредоточена вековая мудрость коллективного сознания, практическая сметка, которая его никогда не подводила. Вся сумма народных поговорок и пословиц составляет наследие здравого смысла русской нации, они учили крестьянина, когда лучше сеять и убирать урожай, как ориентироваться по погоде, строить трудовой режим жизни, воспитывать детей, встречать гостей, строить взаимоотношения с соседями и т.д.
Здравый смысл будем понимать как совокупность преимущественно правильных суждений о практической жизни людей, состоящих из неких норм и принципов, регулирующих наше поведение, помогающих приспособиться к действительности. В суждениях здравого смысла много рационального, прагматического, полезного людям. Это почти научные теории, проверенные опытом и помогающие правильно ориентироваться в окружающей реальности, только создаются они не гениями-одиночками, а безымянным коллективом.
Здравый смысл отдельного человека впитывает коллективный опыт своего класса или своего народа, но привносит в него много личного, своеобразного. В этом случае он является результатом индивидуального осмысления и познания мира. Однако знания, добываемые на основе здравого смысла, и научные знания существенно различаются. Информацию о своем социальном окружении, воспринятую от других людей, или почерпнутую из газет, журналов, книг, или услышанную по радио, мы принимаем на веру, т.е. не подвергая сомнению и критической перепроверке. Наука, напротив, любые знания проверяет и перепроверяет, она добывает информацию путем систематического наблюдения или эксперимента, результаты которого могут удостоверить другие ученые. Но знания здравого смысла удостоверяем только мы сами. Они достоверны для одного человека, добываются путем отрывочных и разрозненных наблюдений, заимствованных сведений и не всегда проверяемых слухов. Помимо того на мир мы смотрим глазами своего класса, нации, группы. В этом случае знания здравого смысла получают определенные искажения. Они не систематизированы не только по источнику происхождения (случайные наблюдения), но и по способу подтверждения. Хотя знание, полученное с по-
6
мощью здравого смысла, доступно эмпирической проверке, все, чем располагает человек — это его уши, глаза, руки. Ученый же вооружен технически совершенными инструментами. К тому же проверить свои знания мы способны только на своем жизненном опыте, а он ограничен. Ограничено и то объяснение, которое мы можем дать нашим знаниям, добываемым здравым смыслом. Ученый постоянно нацелен на доказательства выдвинутых им гипотез, нередко придумывая самые изощренные эксперименты. Но в своей повседневной жизни мы не можем устроить подобное испытание получаемым нами знаниям. Не пройдя всестороннюю проверку и не получив глубокого объяснения, здравый смысл может дать неожиданные результаты, которые противоречат научным знаниям.
Социолог из Нижнего Новгорода В.Ф. Анурин1, изучивший свойства здравого смысла, указывает на ряд его фундаментальных ограничений. Знание здравого смысла, в отличие от научного:
♦ находится в опасной близости к мифологии и идеологии;
♦ приобретается каждым человеком в одиночку;
♦ не поддается систематической эмпирической проверке (не верифицируется и не фальсифицируется);
♦ ограничено и поверхностно;
♦ содержит такие логические связи и утверждения, которые нельзя явным образом эксплицировать и подвергнуть научному доказательству;
♦ обладает нормативным характером, имеет оценочные суждения, личные предубеждения и элемент долженствования;
♦ не является объясняющим, его носитель не в состоянии толково объяснить всем окружающим, почему это происходит именно так, а не иначе, и при каких условиях события могли бы двигаться в ином направлении;
♦ не является передаваемым в такой же степени, как научное знание.Знание здравого смысла, в отличие от научного, по мнению В.Ф. Ану-
рина, «заведомо не является обобщающим; оно всегда ограничено — и в пространстве, и во времени — личным жизненным опытом его обладателя. Знания и опыт, накопленные предками, также входят в состав знания здравого смысла, но, главным образом, в той мере, в какой они пригодны для сегодняшнего практического использования... Задачей знания здравого смысла также является сбор и обобщение фактов об окружающем мире. Однако, в отличие от научного знания, самое большее, чего оно в состоянии достичь, — это установление простых и достаточно очевидных закономерностей типа "если..., то...". Выражаясь языком методологии научных исследований, знание здравого смысла не идет дальше формулировки коррелятивных или направленных гипотез, в то время как задачей научного знания становится формулировка и проверка каузальных гипотез»2.
Понятие «обыденное сознание» шире понятий «здравый смысл» и «общественное мнение». Здравый смысл выступает как центральное ядро обыденного сознания. И очень малую часть обыденного сознания составляет общественное мнение (рис. 1). У политически пассивной части населения нет четко выра-
' Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. Н. Новгород:
НКИ, 1998. 2 Анурин В.Ф. Социология как наука // http://www.nki.nnov.ru/public/sociol/introd.htm
7
женной политической или экономической позиции. Они готовы голосовать за кого угодно и за что угодно, лишь бы жилось лучше. Лишь у политической элиты и окружающего ее политического актива общества, который организует митинги и постоянно их посещает, участвует в избирательной и про-пагандистско-агитационной кампаниях, есть своя позиция и они готовы за

нее бороться чуть ли не насмерть. Они будоражат умы людей, выводят их на забастовки, митинги и революции. Они являются теми, кого именуют лидерами общественного мнения. Но их меньшинство. Правда, это меньшинство — политически очень ангажированное, грамотное и пристрастное — умеет лучше большинства сформулировать общественное мнение, политические или экономические чаяния рядовых граждан. Последние только присоединяются к уже сформулированному в предвыборных лозунгах общественному мнению, присоединяются, поддерживают те или иные партии. Таким образом, можно сказать, что общественное мнение формируется во многом благодаря небольшой группе общественных лидеров.
У политически активного меньшинства общественное мнение на индивидуальном уровне формируется как четко очерченная идеологическая доктрина. Часто это очень косная, догматическая система взглядов. Коммунистическая часть электората, которая одобряет лишь те меры правительства, которые согласуются с коммунистическими взглядами, — прекрасный пример. Еще более яркий образец — поведение фракции КПРФ в Госдуме, до 2002 г. выступавшей всегда единым фронтом. Если на предварительном заседании фракции решено забаллотировать тот или иной законопроект, депутаты голосуют единодушно, хотя некоторым из них законопроект может показаться вполне приемлемым. В угоду политической выгоде фракция может забаллотировать даже самый разумный и правильный законопроект, который каждому отдельному депутату-коммунисту может понравиться.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Здравый смысл и обыденное сознание» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит касових операцій. Мета, завдання, джерела аудиту
Теорія інвестиційного портфеля
Способи залучення капіталу
Аудит акцизного збору
Технічні засоби для організації локальних мереж типу ETHERNET. Пр...


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (07.12.2012)
Переглядів: 748 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП