ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Обучение навыкам мышления в школе
Когда учителю задают вопрос: «Чего вы пытаетесь достичь в обучении своих учеников?», неизбежно следует ответ: «Я пытаюсь научить их думать». Преподаватели ставят перед учениками многочисленные задачи, включая усвоение учебного материала, осознание нравственных целей, овладение основными навыками. Но список всегда возглавляет умение мыслить.
Так обстоит дело в теории. И хотя развитие мышления занимает важное место в школьных программах, целенаправленно мышлению не обучают, считает американский профессор Артур Эллиас.
Подтверждается это рядом исследований, основанных на наблюдении деятельности в классе. Джон Гудлэд, автор книги «Место, называемое школой» (1983), пришел к выводу, что учителя редко помогают своим подопечным устанавливать связь между фактами и идеями. Он отметил: лишь 1% объяснений учителя побуждает подростков к таким ответам, в которых содержится рассуждение или собственное мнение. Его предположение совпадает с данными десятков других исследований.
Результаты тестирования учащихся свидетельствуют о неспособности большинства преподавателей научить умению аналитически мыслить. Тестирование академических способностей, проведенное в США с 1963 по 1993 г., показало, что за 20 лет индекс способностей упал. Особенно заметно снизилось логическое мышление и применение знаний22.
Что может сделать учитель, чтобы улучшить мыслительные навыки учащихся?
Он обязан развивать три навыка:
• критическое мышление;
21 Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
С. 18-19.
22 Эллиас А. Как научить ребенка мыслить // Перспективы гуманитарного образования в средней
школе. М., 1992. С. 47-63.
694
• творческое мышление;
• решение проблем.
Критическое мышление использует мыслительные процессы для анализа фактов, подвергает сомнению общепринятые значения и интерпретации. Творческое мышление способно создавать новые, оригинальные идеи. Решение проблем — это выбор возможных решений, оценка возможных результатов и в случае необходимости пересмотр первоначального выбора.
Если вы спросите родителей и учителей, что они хотят больше всего, они единодушно ответят: научить детей думать. Но учат ли подростков думать? Результаты исследований показали, что, хотя учащиеся и овладевают основами математического счета, они не могут использовать свои знания в практических ситуациях, где так необходимо принимать решение.
В США в средней школе 9-, 13- и 17-летним ученикам задавалась следующая задача: «Армейский автобус вмещает 36 солдат. Если надо перевезти к месту учений 1128 солдат, сколько потребуется автобусов?» Только 24% учеников дали правильный ответ (32 автобуса). Третья часть (29%) опрошенных подошли к проблеме как к чисто арифметической задаче и написали: 31,33 автобуса (как будто существует 0,33 автобуса). Могут ли калькуляторы помочь в решении проблемы, освободив детей от техники деления? Подобный опыт был также проведен нами. А вот его результаты: число 13-летних учащихся, получивших правильный результат при помощи калькулятора, составило всего 7%. Оказывается, учащиеся не знали, что делать со своим ответом, после того как они осуществили деление. Калькулятор не мог помочь им в этом. Важно не только произвести математическое действие, но и суметь использовать результаты23. Похожая ситуация в области литературы, обществозна-ния и естественных наук, где чрезвычайно важную роль играют умение решать задачи и навыки мышления.
Человек, решающий проблему, должен научиться тому, как задавать хорошие вопросы, как сохранять пытливость, как строить догадки и как использовать интуицию, как аргументировать, как принимать решения и вносить исправления.
Что необходимо сделать, чтобы развить у себя результативное мышление?
Первый шаг: понять, какая информация является важной (или не важной) для решения данной задачи.
Пример
У человека в ящике имеются коричневые и черные носки в соотношении четыре к пяти. Сколько носков человеку придется вытащить, чтобы у него образовалась одна подходящая пара? Ответ: трое. В данном случае информация о соотношении не имеет значения. Для того чтобы понять это, необходимо использовать первый шаг.
Эллиас А. Как научить ребенка мыслить // Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992. С. 53-54
695
Второй шаг: уметь соединять между собой такие факты и идеи, которые на первый взгляд могут показаться несвязанными друг с другом.
Пример
Имея песочные часы на 7 мин и песочные часы на 11 мин, каким образом проще всего определить кипение яйца в течение 15 мин? Ключ к решению задачи — сочетание двух таймеров для измерения пятнадцати минут.
Третий шаг: научиться сравнивать данную задачу с ранее встречавшимися, т.е. вспоминать похожие ситуации, применяя те же навыки, которыми человек пользовался в решении предыдущих задач.
Что означает слово «идеалист»? Используя имеющиеся у вас знания о том, что идеал — это возвышенный образец, нормы совершенства, которые находятся в отдалении от земных событий, учащийся может сделать вывод о том, что идеалист — человек, преувеличивающий роль духовных ценностей и идеалов (добра, справедливости, честности) в нашей жизни и в развитии общества.
Описанные шаги необходимы в любом виде творческого мышления — от головоломок до научных открытий.
Критическое мышление, творческое мышление и решение проблем объединяет общая черта — способность выйти за пределы механической памяти, узких рамок мира учебника. Эти операции нацелены на то, чтобы помочь учащимся научиться рассуждать, выражать свое мнение, использовать полученные знания и принимать решения.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обучение навыкам мышления в школе» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЦІНОУТВОРЕННЯ В ІНВЕСТИЦІЙНІЙ СФЕРІ
Економічні нормативи, що регулюють діяльність комерційного банку
СУЧАСНИЙ МОНЕТАРИЗМ ЯК НАПРЯМ РОЗВИТКУ КІЛЬКІСНОЇ ТЕОРІЇ
Вибір конфігурації систем комп’ютерної телефонії
Аудит витрат на оплату праці. Мета і завдання аудиту


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 574 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП