ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ
Адаптация (лат. adaptation — приспособление) — процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде. Термин введен в научный оборот физиологами в конце XVIII в. В самом общем виде он означает приспособляемость — способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды. Начало научным исследованиям положили работы У. Кеннона, изучавшего физиологические
Naumov A., Puffer S. Measuring Russian Culture using Hofstede's Dimensions // Appl. Psychology. : 2000. №49(4). P. 709-718. См.: Кочетков В.В. Социология межкультурных различий. М., 2000.
87
изменения под воздействием голода, боли, страха и гнева. В первой четверти XX в. Кеннон в качестве наиболее общих ответов живых организмов на опасность описал две основные реакции — нападение и бегство. Он первым указал на то, что активизация энергетических ресурсов организма может порождаться не только физическими, но и эмоциональными факторами.
В биологии — это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающая живым существам возможность сохранить специфический образ жизни в определенных условиях, в медицине — привыкание к чему-либо, в социологии — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (напр., профессиональной). Если речь идет об усвоении индивидом не частных (субкультурных), а общих (культурных) ценностей и традиций, характеризующих общество в целом, то говорят не об адаптации, а о социализации (как макропроцессе). Социальная адаптация — это не адаптация к социуму в целом, ибо последний разделен в соответствии с различными системами ценностей его членов. Это искусство строить поведение в соответствии с системой ценностей определенной группы даже при встрече с иными (в том числе противоположными) системами ценностей (К. Левицкий).

В ходе физической адаптации человек приспосабливается к иному климату, в ходе социальной адаптации он приспосабливается к требованиям иной культуры, общества. Новоселы, осваивающие северные районы страны, испытывали физическую, но не социальную адаптацию. Эмигранты, покинувшие Россию и выехавшие в сходные по климатическим параметрам страны, вынуждены проходить социальную, но не физическую адаптацию. Если вторая требовала серьезной перестройки мировоззрения, культурных установок и ценностей, изменения образа и стиля жизни, а стало быть, и освоения новых социальных ролей, то адаптация перерастала в социализацию. А точнее, в повторную социализацию, которую еще называют ресоциализацией.
Важнейший момент адаптации — согласование собственных требований и притязаний с реальными возможностями окружения (физического, культурного). Переезд в другую страну, даже в иной город предполагает, что человеку придется от многого отказаться: пожертвовать насиженным местом, привычной работой, сложившимися социальными связями и друзьями. Согласование в процессе адаптации, таким образом, предстает как процесс принесения в жертву одного, ценимого достаточно высоко, ради другого, ценимого не менее высоко (если, разумеется, переезд был акцией добровольной). Адаптация превращается в процесс социального обмена, но в данный момент неэквивалентного, так как привычное, знакомое и известное меняется на непривычное, мало- или незнакомое и неизвестное. Вот почему адаптацию в просторечии именуют привыканием.
Существует большое количество как способов адаптации к изменившимся условиям среды, так и критериев их типологизации. Достаточно различ-
88
ны и понимания самой адаптации как процесса и результата приспособления индивида к условиям изменившейся среды.
Необихевиористы, в частности Г. Айзенк и его последователи20, определяют адаптацию двояко: а) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды — с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Согласно интеракционистской концепции, которую развивает, в частности, Л. Филипс2', все разновидности адаптации обусловлены как внутрипси-хическими, так и средовыми факторами. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Представители этого направления проводят различие между адаптацией и приспособлением. Так, например, Т. Шибутани пишет: «Каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации (adaptation). В отличие от понятия "приспособление" (adjustment), которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям — хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений»22.
В книге Э. Фромма «Бегство от свободы»23 ставился вопрос о необходимости различать адаптацию статическую и динамическую. Статическая
адаптация — это приспособление, при котором характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких- либо новых привычек. Динамическая адаптация — приспособление к внешним условиям, стимулирующее процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги.
Примером статической адаптации может служить переход от китайского способа приема пищи с помощью палочек к европейскому способу владения вилкой и ножом. Так, приехавший в Америку китаец приспосабливается к общепринятому способу приема пищи, но такая адаптация не служит причиной изменений его личности. Примером динамической адаптации может являться случай, когда ребенок боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные с развитием ненависти к отцу-тирану. Это чувство, будучи подавленным, становится динамическим фактором характера ребенка.
Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, напри-
2° Encyclopedia of Psychology / Ed. by H. Eysenck, W. Arnold, R. Meili. N.Y., 1972. Vol.1. P. 25. ^ Philips L. Human adaptation and his failures. N.Y., 1968. 23 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 78. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер с англ. / Общ. ред. и послесл. П.С. Гуревича. М., 1989.
89


Адаптация человека — процесс многоаспектный, трудный и непрерывный
мер, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным соображениям. Усвоение, превращение таких норм в свои собственные принципы — это скорее социализация, нежели адаптация. При адаптации индивид, допустим, новичок на предприятии, просто не вступает в конфликт с существующими в группе нормами, приспосабливает к ним свое поведение, избегая конфликтов и напряжения. Исследователь сталкивается с формой демонстративного поведения, разновидностью конформности, которое на самом деле может быть внешним приятием при внутреннем несогласии. Индивид как бы маскируется под внешние обстоятельства, становится своим для «значимых других», мимикрирует.
При социализации же следует говорить о кардинальной психологической перестройке всей ценностной системы, убеждений, привычек, принципов. А кроме того, об активной защите вновь усвоенных ценностей как своих собственных. Индивид социализируется, т.е. «врастает» в социальные институты (семья, школа, производство) и большие социальные группы (молодежные, профессиональные), но адаптируется к малым группам и социальным механизмам.

Адаптация — это вынужденная уступка индивида давлению, которое зримо, а еще чаще незримо, общество оказывает на каждого отдельного человека. Давить на всех оно не может, а на каждого порознь способно. Причем результат такого давления оказывается позитивным как для индивида, так и для общества. Приспособившись, человек становится законопослушным (адаптация к социальным нормам и юридическим законам страны) и воспитанным (адаптация к культурным нормам данного народа).
Но оказывается, что речь должна идти не только о приспособлении к обществу. Человеку приходится приспосабливаться буквально ко всему, что его окружает и с чем он хочет подружиться, ибо когда он не хочет подружиться, то нельзя говорить об адаптации. Можно говорить о чем-то другом, например, о неприятии окружения, вражде с ним и т.п.
Адаптация предполагает потребность и желание индивида усвоить новые для себя нормы и ценности, причем усвоение происходит только в совмест-
90
ной деятельности. Адаптация — скорее пассивный, чем активный процесс. Поступая на работу, первое, что делает индивид, это входит в новый круг обязанностей и требований, знакомится с предприятием и коллективом (как бы примеряет их к себе). Если по прошествии времени он, что называется, «вписался» в социальную структуру, стал в коллективе «своим», то, значит, адаптация прошла успешно.
Любая разумно устроенная система, а таковой является организация, предприятие, фирма, учреждение, заботится об облегчении процесса адаптации новых работников. Это выгодно не только экономически (минимизируются потери от прогулов, нарушений дисциплины, текучести кадров), но и социально (уменьшается социальная напряженность, возрастает стабильность коллектива, улучшается психологический климат).
Таким образом, профессиональная адаптация в индустриальном обществе включает отбор, обучение и оценку личных и деловых качеств работников. Институт профессиональной адаптации — сложнейшая система практических мероприятий вхождения работника в среду. Здесь тренинги и деловые игры, управленческое консультирование и механизмы психологической разгрузки,участие в управлении и стимулирование труда, мотивация и изменение психологического климата, организационная культура и стабилизация кадров. Эти и многие другие средства нацелены на одно — успешную адаптацию индиви да к организации. Эффективной считается такая адаптация, которая характеризуется: 1) успешным выполнением своих профессиональных и социальных ролей; 2) конформным, лояльным, бесконфликтным поведением, терпимостью к окружающим; 3) положительной реакцией на позитивные стимулы (признательность за повышение оклада, должности, одобрение начальства и т.п.); 4) нейтральной (сдержанной) реакцией на негативные стимулы и раздражители; 5) высоким уровнем доверительности в отношениях с равными себе, умеренно высоким — с превосходящими себя и средним — с нижестоящими.
Проблема адаптации рассматривается в тесной связи с механизмами организационного поведения по вертикали и горизонтали, т.е. поведения в терминах позиционной и персональной власти, признания и автономности, подчинения и исполнения социальных ролей.
Накануне Второй мировой войны Жорж Фридман, проведший большую часть жизни в России, изучал то, в какой степени этнокультурные (национальные) черты характера влияют на реакции респондентов в опросе. Он нашел, что шведы и американцы в основном склонны к оценкам по «плю-
91
совой» части шкал, а евреи и поляки тяготеют к минусовому полюсу: жалуются на то и это. Русские (живущие много хуже шведов или американцев) в основном оптимистичны: по ментальное™ страдальцев, которые никогда хорошо не жили и не ждут лучшего в будущем. И вот что с ними случилось. Накануне дефолта 1998 г. сотрудники Института социологии РАН (рук. В.А. Ядов) опросили поляков и русских о том, как они перенесли экономические реформы — переход от социализма к капитализму. У нас, как известно, выбрали постепенный переход, в Польше — шоковую терапию. Оказалось, что поляки легче перенесли свой «шок», нежели мы — неторопливые реформы. Размышляя над этим парадоксом, В.А. Ядов24 полагает, что причин тому несколько, в том числе солидарность общества: все поляки — верхи и низы — ориентированы на Запад и хотят жить как там; в России верхи устремлены на Европу, а низы нет. Что же получается — терпение хуже зависти? В самом деле, россияне более терпеливы к жизненным невзгодам, поляки, если верить Ж. Фридману, более завистливы к преуспевающим народам, скажем, тем же немцам. Первые хотят жить своим умом и идти своей дорогой, вторые все перенимают у соседей и стараются побыстрее их догнать.
Принадлежность человека к тому или иному народу определяется обстоятельствами его рождения, происхождения, но главное — воспитанием и обучением, в процессе которых человеку прививаются черты той этнической среды, в которой он оказался. Чем более длительный путь воспитания и обучения прошел человек в данной культуре, тем труднее ему ориентироваться в новой культуре.
Способность к адаптации, так же как и к социализации, с возрастом угасает. Американские социологи установили, что, скажем, английский профессор (т.е. человек, говорящий на том же языке, что и американцы) может прожить в США 5—10 и больше лет, но так и не станет американцем, хотя он говорит на том же языке и обладает очень схожей культурой. А полуграмотный сын итальянских эмигрантов, говорящий с сильным сицилийским
акцентом, к 10 годам «выучится на американца» и ничем не будет отличаться от сверстников-американцев. Профессор ведет себя еще как англи чанин, а мальчик — как американец. Адаптация в первом случае идет сложнее, хотя она возможна, но полная социализация вряд ли наступит. В одном случае происходит только адаптация, а во втором — полная социализация. Когда взрослый человек приезжает в другую страну, ему приходится социализироваться, а не просто адаптироваться еще и потому, что, получая гражданство и работу в другой стране, человек осваивает новые социальные роли и приобретает новые статусы, а это уже процесс социализации.
Причины того, почему социализация взрослых и социализация детей происходит по-разному, изучал Орвиль Г. Брим-мл. (1966). Он обнаружил следующие различия:
1) у взрослых социализация видоизменяет внешнее поведение, а у детей она трансформирует базовые ценности;
24 Ядов В.А. «Шок» легче переносим, нежели российская политика неторопливых реформ // Бюл. Рос. соц. сети № 5—6 (22—23) от 24 мая 2001 г. (http://www.socio.ru).
92
2) взрослые способны оценивать нормы, корректировать их, а дети усваивают все некритически;
3) социализация в зрелом виде вносит дополнительные оттенки между черным и белым, а дети учатся различать только контрастные цвета в оценках и суждениях о других людях. Взрослые выпол-няют множество социальных ролей (отец, работник и т.п.), а дети — нет;
4) социализация взрослых идет по линии профессиональной специализации, а дети обучаются общим принципам жизни, правилам вежливости, моральным ценностям.
Важнейший момент адаптации — согласование собственных требований и притязаний с реальными возможностями окружения (физического, культурного). Адаптация школьников к учебной нагрузке зависит от внутренних факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних факторов (условия жизни в семье, правильный режим дня, питание, организация учебных занятий в школе и дома и т.д.). В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3—6 недель, а после каникул — в течение недели. В периоды дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление, преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики показателей умственной работоспособности, отмечается низкая точность выполнения заданий. Школьники, имеющие признаки неустойчивой дезадаптации или отсутствия адаптации, составляют группу риска по
отношению к нервно-психическим и соматическим заболеваниям и нуждаются в проведении педагогической, психологической и медицинской коррекции25.
При переходе от централизованной экономики к рыночной необходима адаптация предприятий и их работников к рыночной среде и к рыночным отношениям. Чем выше мера адаптации, тем надежнее система, тем выше степень ее выживаемости. Социологи выяснили, что, вопреки ожиданиям, низкая адаптация к рыночным условиям, к которым Россия перешла в конце 1980-х гг., характерна для наиболее активного возраста — от 30 до 50 лет. Решая эту загадку, ученые пришли к выводу о том, что лица моложе 30 лет в социальном плане более мобильны, менее зависимы от сложившегося образа жизни, привычек и стереотипов, а также от должности и профессии. К тому же многих все еще опекают родители, а они — самый сильный агент социализации. Люди старше 50 лет легко адаптировались потому, что к этому времени у них были уже взрослые дети, которые сами могли позаботиться о себе, накоплены определенные материальные ценности (квартира, дача, жилье, машина), было устойчивое социальное положение (хорошая профессия или высокая должность). Все это облегчало вхождение в рынок. Напротив, человек в 30—50 лет озабочен тем, как утвердиться в выбранной профессии, сделать карьеру, как
Адаптация // Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru).
93
обеспечить детей и поставить их на ноги, как решить жилищную проблему26.
Обнаружены и другие любопытные особенности адаптации россиян к рынку, в частности: чем выше уровень образования, тем выше степень адаптации; чем выше возраст, тем в целом ниже степень адаптации; чем выше материальная обеспеченность, тем в целом выше степень адаптации.
Основной реакцией населения российской провинции на усиление рыночной экономики явилось не приспособление к ней, а бегство от нее в до-рыночные уклады, в частности, в расширение личного подсобного хозяйства. Современное российское общество как бы переживает своеоб разный ренессанс исторически изживших себя форм хозяйствования. Основная причина — уменьшение денежных доходов у большинства населения, его неумение активно участвовать в рыночном секторе.

Рыночная экономика и простой советский человек
26 Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации//Социс. 1995 № 4. С. 82-87.
94
Социальную адаптацию относят к основным механизмам социализации личности. Важным аспектом социальной адаптации выступает принятие индивидом определенной социальной роли; этот аспект детально изучается в рамках особой теории ролей.
Тем не менее адаптацию неправомерно отождествлять с социализацией. Первое — частный случай второго. Адаптация возможна в локальном масштабе и на короткое время. Социализация представляет собой глобальный процесс, продолжающийся всю жизнь. Можно представить себе социализацию как непрекращающуюся серию актов адаптации, если мыслить окружающую среду как нечто постоянно меняющееся. Но мы действительно живем в меняющемся мире. Адаптироваться к меняющемуся миру можно, но адаптироваться к меняющемуся обществу, в котором индивид постоянно живет, нельзя. Точнее, говорить надо о социализации в обществе, но не об адаптации к обществу.
Различие между двумя явлениями — социализацией и адаптацией — можно проиллюстрировать на примере феральных людей, воспитанных зверями. Когда детей-зверенышей возвратили в общество, обнаружилась удивительная гибкость человеческого организма: после долгого обучения они наконец-то усвоили элементарные социальные навыки, овладели устной речью, состоящей приблизительно из 30 слов. Но еще более удивительное в том, что в человеческом обществе они не смогли жить дольше 10 лет. Таким образом, они смогли адаптироваться к новой для них среде, но не смогли пройти социализацию и стать полноправными людьми. В принципе любой человек приспосабливается к любым физическим условиям. Но изоляция его от социального контекста — верный путь к нравственной деградации и гибели. Одиночество — это тоже форма социальной изоляции, хотя и без утраты навыков к социализации. Одиночество возможно только в зрелом или преклонном возрасте, когда пройдены главные этапы социализации.
Согласно учению Ж. Пиаже, динамический аспект человеческого поведения представлен адаптацией, которая состоит в балансе процессов ассимиляции и аккомодации. В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Процесс прилаживания схем субъекта к объекту получил у него название аккомодации.
По мнению некоторых социологов, в адаптации тоже необходимо выделять те же самые две стороны (или два вида): ассимиляцию — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности и аккомодацию — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления. В психологии их различают следующим образом. Аккомодация (лат. accomodate — приспособление к чему-либо), приспособление схемы поведения человека к конкретной ситуации за счет его активности, в результате чего эта схема изменяется. Ассимиляция (лат. assimilatio — слияние, уподобление, усвоение) — усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения.
В культурологии и социологии два понятия выражают более глубокие процессы. В результате ассимиляции члены одной этнической группы ут-
95
рачивают свою культуру и усваивают культуру другого народа, с которым они находятся в непосредственном контакте. Этот процесс может происходить стихийно, а может управляться административно. К примеру, в годы советской власти русские и латыши жили бок о бок и никто не помышлял о культурном растворении одного народа в другом. После распада СССР русские
превратились в национальное меньшинство, и их стали принудительно изгонять из страны, а оставшихся ассимилировать. Подобная политика противоречит международным нормам, которых придерживается Евро пейский Союз, куда вступила Латвия и стремится вступить Россия, которая старается защитить права русскоязычного населения. Европейский Союз и Россия выступают за иную стратегию, а именно аккомодацию, которая предполагает сохранение национальной и культурной идентичности каждого народа, уважение их прав и мирное сосуществование. Иначе такая политика называется мирной интеграцией двух народов в единую общность. Это и есть самый гуманный способ адаптации больших социальных групп к изменившимся в 1990-е гг. политическим условиям.
Классики Чикагской школы Р. Парк и Э. Берджесс в своей книге «Введение в социологическую науку» подробно проанализировали соотношение понятий ассимиляция, аккомодация, конфликт, кооперация, свобода, конкуренция, интеракция и контроль в их связи с адаптацией27. Аккомодация предстает у них процессом внутреннего приспособления индивида или группы к социальной ситуации, протекающим через конкуренцию и конфликт. К примеру, война или политические выборы приводят к изменению существующего положения дел, но после соревновательной борьбы и конфликтов общественность приспосабливается к новому социальному порядку. Вскоре новый порядок становится повседневной привычкой, он входит в традиции и обычаи, становится ежедневной практикой социальных институтов. Таким образом, считают американские социологи, аккомодация должна идти в тесной связке с социальным порядком, а тот в свою очередь служить проводником традиций и обычаев. Если аккомодация описывает изменение социальной организации общества, то ассимиляция — изменение в психологии и менталитете людей.
Термин «адаптация» был введен в научный оборот Ч. Дарвином, а затем из биологии перекочевал в социологию. В процессе межвидовой борьбы за существование выживают те, кто лучше адаптировался к изменившемуся окружению. Неудачники всемирного процесса адаптации исчезают. Аккомо-• дация — родственное адаптации понятие, полагают Р. Парк и Э. Берджесс. Разница между ними лишь в том, что адаптация остается в области биологии, а аккомодация лучше применима в социологии. Но оба понятия выражают по существу одинаковые процессы: в первом случае речь идет об изменении организма, а во втором — об изменении человеческих привычек и навыков, а это уже область культурных традиций. К той же области относится и ассимиляция, но она указывает на более глубокие изменения: в
27 Park R.E., Burgess E.W. Introduction to the Science of Sociology. 2d ed. Chicago, IL, 1924.
96
процессе миграции человек забывает свое культурное достояние, растворяется в новой стране, усваивает чужие ценности и тем самым как бы денационализируется. В результате китайские американцы совсем непохожи на китайцев, живущих в Китае, а американские негры — на африканских соплеменников. Лучше всего ассимиляционные процессы описывает понятие мультикультурного плавильного котла, которым являются Соединенные Штаты.

Для социолога аккомодация представляет процесс примирения враждующих партий и достижение согласия после продолжительного или непродолжительного конфликта, а вот ассимиляция предполагает практически полное растворение в новой культуре и забвение своей прежней идентичности. Именно такой нелегкой ценой достается адаптация к новым социальным и культурным условиям. В первом случае индивиды, группы и институты остаются после небольшой встряски тем же, чем и были, во втором случае у индивидов и групп меняется практически все, чем была заполнена их социальная и культурная жизнь — менталитет, чувства, установки, привычки, культурная память, идентичность28. Но что это означает с точки зрения социализации? Ассимиляция означает по сути дела десоциа-лизацию — перечеркивание прежнего жизненного опыта, вычеркивание из памяти всего, чем человек жил прежние годы, и переобучивание заново, т.е. ресоциализацию. По своим функциональным наклонностям она представляет собой способ преодоления культурного шока, противоположный гет-тоизации. В этом случае индивид стремится максимально быстро отказаться от своей культуры и усвоить культуру страны пребывания. Такие люди в Америке гораздо большие американцы, чем те, чьи предки высадились в Новом Свете сотни лет назад29.
Альтернатива «аккомодация или ассимиляция» ныне очень остро стоит перед этническими мигрантами в США — китайцами, японцами, мексиканцами, европейцами и др. Их становится все больше, а потому в стране формируются многомиллионные этнические общины, представляющие собой небольшой сколок соответствующей культуры. Здесь можно всю жизнь говорить на родном языке, полностью не растворяясь в американском обществе. Примером служит известный район Брайтон-Бич (Brighton Beach) в Нью-Йорке, заселенный сплошь выходцами из бывшего СССР. Это сравнительно отдаленный район Нью-Йорка, где живет много эмигрантов из России и других советских республик, расположен на берегу Атлантического океана. Brighton Beach в русском переводе звучит как «пляж Брайтон», его называют еще «Маленькой Одессой». Здесь по-прежнему преобладает атмосфера 1970—1980-х гг. советской эпохи, перенесенная в Америку. Дух того
Park R.E., Burgess E.W. Introduction to the Science of Sociology. 2d ed. Chicago, IL, 1924. 29 Culture Shock. A Reader in Modern Cultural Anthropology / Ph.K. Bock(Ed.). N.Y., 1970.
97
времени чувствуется в манере одеваться, разговаривать, в афишах и оформлении магазинов. У океана — набережная. Хотя и деревянная, выглядит вполне по-нашему: кафе, прогуливающиеся пары, скамеечки с видом на песчаный пляж и океан. Это культурный анклав, созданный в Америке иммигрантами из Советского Союза, не желающими полностью интегрироваться в американскую систему. Старшее поколение так и не выучило английского языка и не отвыкло от прежних традиций. Естественно, что родители выступают за аккомодацию, т.е. частичную интеграцию в американское общество и сохранение русских традиций. Напротив, сами дети стремятся к ассимиляции, полному растворению среди американцев, достижению того, чтобы практически не быть отличными от них. Только такой путь позволит полноценно социализироваться в чужом обществе и сделать успешную карьеру. Второе и третье поколения мигрантов формируют новую идентичность, представляющую смесь двух и более культур. Студенты-мигранты и приехавшие в другую страну по контрактам предпочитают аккомодационную модель социализации вместо ассимиляции или изоляции.
Адаптация представляет элемент общего процесса социализации. Неправильно их отождествлять. Они подразумевают разные вещи. Социализация

начинается с детства, когда человек как личность не сформировался. Адаптации же подвергаются только готовые системы — физические или социальные. Привыкание к новому климату или коллективу происходит у сложившегося человека. Профессиональная адаптация в промышленности включает отбор, обучение, оценку личных и деловых качеств работников. В социализации индивида можно выделить две фазы — социальную адаптацию и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам , складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации — это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интери-оризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социализация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания индивида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Робота з проблемними кредитами і заходи впливу на них
Оцінка ймовірності та здійснюваності інвестиційного проекту
ФОРМУВАННЯ ТОВАРНОГО АСОРТИМЕНТУ
Організація готівкових грошових розрахунків
СТАБІЛЬНІСТЬ БАНКІВ І МЕХАНІЗМ ЇЇ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 5402 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП