Крупномасштабными деформациями следует считать распространение коррупции в управленческих эшелонах и срастание политической элиты с преступными структурами. Особенно опасна коррупция в органах государственной власти. В случае подкупа конкретный служащий служит не государству, а тому, кто ему больше платит или приплачивает. В годы перестройки и особенно с началом либеральных экономических реформ, включая последние годы, отмечалась все более интенсивная криминализация государственного аппарата, использование его возможностей в незаконных целях. Наряду с традиционными формами подкупа должностных лиц начали использоваться новые: оплата зарубежных поездок, льготные кредиты, оплата лекций и отчисления за публи кации по явно завышенным ставкам, только за намерение публикации (предварительная оплата), оказание различных услуг, предоставление высокооплачиваемых должностей (весьма распространенным стало привлечение государственных служащих в качестве консультантов, референтов и др.), включение в состав учредителей коммерческих, предпринимательских структур, предоставление работы по совместительству и пр. По данным налоговой полиции РФ, значительная часть коммерческих банков тратят огромные финансовые средства для завоевания покровительства со стороны органов власти и управления. Начиная с 1993 г. госслужащие России, по самым скромным оценкам, получали ежегодно сумму, приблизительно равную половине госбюджета, в виде взяток при решении вопросов регистрации предприятий, аренды помещений, выдачи лицензий на право экспорта энергоносителей, в случаях оказания содействия в вывозе сырья и ввозе импортной продукции в обход легальных каналов или получения льгот и преференций. Проведение реформ открыло каналы для быстрого продвижения в верхние слои общества. С одной стороны, формировался слой крупных собственников, в основном из представителей бывшей партийно-советской и хозяйственной номенклатуры, обменявшей право распоряжения обще- 891 ственной собственностью на право частной собственности. С другой стороны, формировался слой политиков-профессионалов, среди которых оказалось немало новых людей. Становление новых элитных групп, особенно в регионах, сопровождалось существенным рассогласованием статусов. Инструментом согласования положения во властной иерархии и материального достатка, который должен обеспечивать соответствующий стиль жизни, служит целый арсенал средств — от вполне легальных до преступных. Многие из них могут быть отнесены к коррупции... В нашей стране наиболее терпимыми к коррупции оказались те слои и группы населения, которые вовлечены в новые (рыночные) сферы и виды деятельности. Видимо, влияет личный опыт решения проблем, в частности ведение бизнеса в условиях неопределенности32. 18 июня 1998 г. Совет по внешней и оборонной политике и региональное общество «Информатика для демократии» представили журналистам аналитический доклад «Россия и коррупция: кто кого?». Авторы пришли к неутешительному выводу, что сейчас «коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни нашей страны». Согласно представленным экспертным оценкам, потери от нечестных чиновников составляют более 50 млрд деноминированных руб. (около 13—14 млрд долл.), что превышает все бюджетные расходы 1997 г. на науку, образование, здравоохранение и культуру. Только представители мелкого бизнеса ежемесячно тратят на взятки не менее 500 млн долл. За распространенностью коррупционной преступности стоят крупные просчеты в управлении делами государства и общества, слабая экономическая и организационная основы функционирования государственной и иной службы, просчеты кадровой политики, распространенность психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм. Особенно это относится к высшим эшелонам государственной власти. Наряду с организованной преступностью коррупция стала основным средством переустройства общества. Е. Гайдар, один из основных авторов курса либерального экономического реформирования, в своей книге «Государство и эволюция» (1995) вынужден констатировать: власть «выкупалась» у номенклатуры, обменивалась на собственность. К сожалению, до сих пор в России нет надлежащих норм в законе о государственной службе, нет закона о борьбе с коррупцией, нет закона о легализации неправомерно нажитых средств, нет независимых структур борьбы с коррупцией, а самое главное нет политической воли в различных ветвях власти для организации этой борьбы на уровне мировых стандартов. Коррупция приняла угрожающие размеры не только в органах государственного управления, но в самой системе, призванной бороться с этой болезнью, а именно: в правоохранительных структурах России. Во многих регионах страны коррупция проникла в суды, которые выносят приговоры, невозможные в цивилизованных странах. В 1999 г. почти в 1,5 раза выросло 32 Быстрова А.С. Коррупция в современной России: неизбежный спутник реформ? — http:// www.rsoft.ru/koi-8/most/reviews/ob0006_l.htm. 892 число коррумпированных налоговиков. В общей сложности против налоговых полицейских и сотрудников Министерства по налогам и сборам в 1999 г. было возбуждено 330 уголовных дел, причем около 70% должностных преступлений совершено высокопоставленными налоговиками. Самым распространенным профессиональным преступлением среди сотрудников налоговых органов остается получение взятки. Это преступление в 1999 г. совершили 28% всех обвиняемых. Чуть меньшая часть возбужденных дел касается злоупотребления служебным положением — 24%. По обвинению в мошенничестве возбуждено 11 % уголовных процессов, растратчиков среди изобличенных налоговиков оказалось около 10%, а превысивших должностные полномочия — 5%. По информации Управления собственной безопасности Государственного таможенного комитета, в 1999 г. против 265 таможенников возбуждены уголовные дела по коррупции и другим должностным преступлениям. Примерно 30% всех «таможенных» преступлений групповые. Примерно 28% служащих, проходящих по возбужденным уголовным делам, — руководители разных уровней. При этом общее ухудшение криминогенной ситуации в стране, которое сказывается на распространении коррупции внутри таможни, приводит к противоположному явлению — давлению на самих таможенников. В 1999 г. количество нападений на сотрудников возросло на 17%. На 34% возросло количество нападений и на сами таможенные органы и объекты таможенной инфраструктуры. Зафиксировано 15 попыток прорыва границы, 17 попыток получить доступ к конфиденциальной таможенной информации.
Рис. 38. Таможня «берет добро» Еще более сложной, тяжелой является ситуация в органах внутренних дел, где низкое денежное содержание, выход сотрудников и целых подразделений на рынок в качестве субъектов экономических отношений ведут к 893 весьма широкой криминализации и коррумпированности органов. По данным различных источников, в том числе и зарубежных, почти 30% сотрудников милиции обеспечивают оперативное прикрытие (так называемые «крыши») коммерческим структурам — от ларьков до банков. Глубина проникновения и распространение «крыш» свидетельствуют о том, что они постепенно становятся атрибутом современной России, все в большей мере превращаясь в интегрированные элементы российского государства, общества, предпринимательства и преступности. Это одно из направлений, которое наряду с другими формирует криминализацию государства. Еще более опасными для России стали сформировавшиеся в последние 4—5 лет реальные угрозы, связанные с коррупцией и должностными преступлениями на уровне региональной элиты, федеральных и региональных органов власти. Поданным ГУБОП, в 1998—1999 гг. к уголовной ответственности привлечены 36 руководителей федерального и регионального уровней, в том числе 3 губернатора, 7 мэров, 5 вице-мэров, председатель регионального законодательного собрания, вице-председатель регионального законодательного собрания, а также полтора десятка министров регионального уровня. Основная часть дел связана с получением взяток и хищением бюджетных средств. При всей обширности географии такого рода уголовных процессов суммы хищений колеблются от 500 тыс. до 2 млн долл. «Совместными усилиями» областные и городские чиновники сумели уменьшить бюджеты своих регионов на 84 млн долл. Это лишь те суммы, по которым предъявлены обвинения. Еще большие суммы за недоказанностью «выпали» из обвинения. В реальности этот вид преступности, «способности» и весьма широкие возможности (правовых, административных, с помощью связей в структурах федеральных и региональных органов власти и управления) уходить от ответственности за преступления необычайно высоколатентны. У каждого региона России своя степень коррумпированности, хотя среднее количество взяток на человека в год колеблется не очень сильно: от одной до 3,5 (табл. 9). На бытовом уровне реже их дают в Кемеровской, Тульской областях, а чаще — в Воронежской, Тверской, Пермской и Псковской. По размерам взяток лидируют Петербург, Тюменская, Челябинская области, Хабаровский край. Самые небольшие взятки — в Воронежской, Рязанской, Ярославской областях. В деловой коррупции ситуация несколько иная. Здесь разница между самой маленькой и самой большой взяткой не в 6 раз, как в бытовой, а много больше. Размер взятки колеблется от нескольких тысяч рублей (Омская, Псковская, Тверская области) до 300 тыс. руб. (Тульская, Нижегородская области, Москва, Хабаровский край). В 1999 г. сотрудниками Уральского РУБОП пресечена деятельность преступной группы, в состав которой входили вице-губернатор Пермской области Л. Валько и руководители нескольких коммерческих фирм. Продукты питания, поставленные в Пермскую область за счет федерального бюджета, в счет замещения затрат на сельхозстроительство по указанию Валько вместо бесплатного распределения конкретным сельхозпредприятиям направлялись в Пермскую плодкооперацию для реализации через коммерческие структуры, контролируемые лидером преступного сообщества Плотниковым. Общий ущерб от деятельности преступной группы составил около 3 млрд руб. 894 Таблица 9 Уровень коррупции по городам России
Регион Бытовая коррупция Деловая коррупция Среднеечисловзяток в год(на 1 человека) Среднийразмер взятки,руб. Среднее число взяток в год (на 1 фирму) Среднийразмер взятки,тыс.руб. Алтайский край 1,875 2356 1,550 11,55 Амурская область 1,758 2004 0,850 17,45 Архангельская область 1,697 924 1,210 20,58 Башкортостан 1,760 1214 1,820 22,25 Белгородская область 2,124 2200 1,590 14,26 Волгоградская область 2,076 2756 2,140 32,64 Воронежская область 3,256 703 2,420 29,86 Карелия 1,212 664 1,160 15,95 Кемеровская область 0,992 1148 2,850 142,69 Краснодарский край 1,882 3724 2,430 11,39 Красноярский край 0,945 3623 1,410 22,11 Курганская область 1,169 1228 1,570 29,60 Ленинградская область 1,836 1259 1,800 64,81 Москва 1,752 2988 1,680 155,81 Московская область 1,549 2917 2,050 142,34 Нижегородская область 1,608 1263 2,300 187,12 Новгородская область 1,310 785 1,280 75,50 Новосибирская область 1,476 1450 1,370 26,84 Омская область 1,808 813 1,430 1,16 Пермская область 2,317 1156 0,860 25,74 Приморский край 1,131 2508 1,520 7,10 Псковская область 2,214 1858 1,090 2,11 Ростовская область 2,261 2559 1,460 6,57 Рязанская область 1,535 673 2,110 62,65 Самарская область 1,353 2594 0,920 47,66 Санкт-Петербург 1,254 6498 1,880 49,78 Саратовская область 1,552 2482 3,190 58,81 Свердловская область 2,068 3599 1,450 36,88 Ставропольский край 1,798 1893 2,060 21,23 Тамбовская область 2,155 1830 2,520 12,92 Татарстан 2,201 1932 1,450 27,66 Тверская область 2,364 812 1,540 2,58 Томская область 1,646 1699 1,220 86,60 Тульская область 1,064 885 0,940 254,63 Тюменская область 1,270 4548 2,430 10,06 Удмуртия 1,468 739 1,320 127,88 Ульяновская область 1,114 1375 1,770 130,58 Хабаровский край 1,859 4537 0,870 179,30 Челябинская область 1,941 4280 2,730 19,06 Ярославская область 1,365 585 1,850 11,90 Данные исследования Фонда ИНДЕМ и TI-Russia (август 2002 г.). Российская газета. 2003. 16 авг. № 162(3276). 895 Из всех дел, открытых на региональных руководителей, до логического конца доведены лишь 10. В результате двое чиновников были оправданы, двое амнистированы, один получил год условно (вологодский губернатор, которому по совокупности статей грозило от 7 до 12 лет заключения с конфискацией имущества), и только пятеро были приговорены к реальным срокам лишения свободы от 4 до 9 лет. О безнаказанности высших должностных лиц и о испытываемом ими чувстве собственной неуязвимости показало журналистское расследование в Калининградской области (газета «Известия». 1999. 23 апр.). В области сложился альянс криминального капитала и государственной власти, опирающийся на разветвленные позиции в структурах центральной федеральной власти, на «подмятые» под себя структуры правоохранительных органов, руководители которых назначаются МВД, но по согласованию с местной властью. Примечательно, что наибольшую «головную боль» руководству области доставлял отдел по борьбе с организованной преступностью, как и все соответствующие отделы МВД на местах, относительно независимые от местных властей. Необходимо учитывать и то, что все попытки правоохранительных органов заниматься конкретными лицами в этой сфере пресекаются прежде всего с помощью общественности и СМИ, поскольку высшие лица в регионах преподносят такую информацию как акт политического преследования. Это заметно особенно в периоды подготовки и проведения выборов любых уровней и масштабов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОРРУПЦИЯ И ВЛАСТЬ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»