Морская торговля в античности и в Средневековье, когда не существовало признаваемого всеми международного права, в том числе морского, часто становилась сферой теневого бизнеса — несанкционированных сде- Подробнее см.: Проблемы морского пиратства // Экономическая теория преступлений и наказаний [http://corruption.rsuh.ru]. 1997. №11; Растущая угроза современного морского пиратства // Экономическая теория преступлений и наказаний [http://corruption.rsuh.ru]. 2000. № 4; Международные проблемы борьбы с пиратством // Экономическая теория преступлений и наказаний [http:// corruption.rsuh.ru]. 2000. № 10; История борьбы с морским пиратством: новое решение старой проблемы // Экономическая теория преступлений и наказаний [http://corruption.rsuh.ru]. 2001. № 2; Резяпов Н.Ш. Пираты XXI века. — http://nvo.ng.ru/spforces/2002-09-13/7_pirates.html. 793 лок, весьма сомнительных договоров, разбоя, грабежа, сбыта краденого и т.п. Как и сейчас, организованная преступность на море — главной транспортной магистрали мировой экономики античности и Средневековья — приносила баснословные доходы. Пираты действовали самостоятельными общинами либо заключали соглашение с официальными властями, получая от них юридическую защиту, инвестиции и ресурсы. Таким образом, сращивание власти и криминала началось не сегодня, а в глубокой древности и постепенно приобретало все большие и большие масштабы. В период с 1500 по 1800 г., когда значительная часть мировой морской торговли происходила с нарушением законов, активизация пиратства и контрабанды на океанских маршрутах потребовала развития мощной сухопутной инфраструктуры, позволяющей сбывать краденый товар. Надо было также строить и оснащать суда, снабжать их экипажем и провизией; ткать парусину и шить паруса, изготовлять паруса. На островных базах нельзя было лить пушки, изготовлять ружья и пистолеты. Контрабандные и награбленные грузы нужно было сбывать оптовым торговцам, которые направляли их в легальные каналы розничной торговли10. Нелегальная и легальная торговля тесно переплетались. Пиратство либо борьба с ним послужили стимулом к возникновению или изменению экономического профиля многих городов. Так, Ганза возникла в середине XIII в. как антипиратский союз купечества 60 городов Северной Германии во главе с Любеком, а к началу XV в. объединение насчитывало несколько сотен немецких и западнославянских городов и делилось на насколько филиалов: прусский во главе с Данцигом (Гданьском), рейнский — с Кёльном и др. Старинный приморский город Сиде, расположенный в 68 км к юго-востоку от аэропорта Антальи, ведет свое летосчисление с VII в. до н.э., с момента основания первых поселений греческими колонистами. После захвата пиратами Сиде стал центром работорговли Южного Средиземноморья. Вокруг Гаваны на Кубе стали возводиться мощные фортификационные сооружения после нападения французского пирата Жака Сорэ, чьим именем матери в те времена пугали детей, а также еще одной банды французских разбойников. Со временем Гавана стала настолько безопасной, что испанский король приказал сделать ее главным перевалочным портом вест-индских колоний.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Значение пиратства» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»