Данные исследований показывают, что в России уклонение от службы в армии приняло массовые масштабы, особенно в больших городах и особенно среди молодежи, ориентированной на получение образования. Среди опрошенных молодых людей почти 90% намеревались продолжить образование в той или иной форме. Не удивительно, что среди московских школьников призывного возраста — прежде всего среди юношей — намерение уклониться господствует безраздельно19.
Это явление известно человечеству с глубокой древности. Так, римский историк Тит Ливии (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.) сетует на то, что в его времена молодежь привыкла считать уклонение от воинской службы в час опасности лучшим оружием против патрициев20. Призыв на действительную военную службу, которому подлежат юноши от 18 до 27 лет, производится 2 раза в год: в мае—июне и ноябре—декабре. От призыва освобождаются лица, признанные негодными к службе по состоянию здоровья, имеющие двух детей, окончившие военные кафедры в вузах, сельские учителя и некоторые другие категории. Большинство призывников имеют возраст 18—19 лет. Пополнение армии новобранцами само по себе выполняет позитивную функцию формации (укомплектования) ее рядов. Однако в современной России этот процесс становится деформацией, так как приходит «некондиционное» пополнение: низкие физические качества, психофизиологические и часто психические отклонения. Страна уже переживала подобную ситуацию. Так, уровень физического развития призывников в 1920-х гг. был ниже дореволюционного вследствие мировой и Гражданской войны, голода и эпидемий21. Но в 1990-е гг. как будто 19 Левинсон А. Об эстетике насилия (армия и общество в СССР/России за последние 10 лет) // Неприкосновенный запас. 1999. № 2 (4). 20 Тит Ливии. История Рима от основания города. Кн. 3. М., 1989. 21 Рожков А.Ю. «В Москве я слышал одно, здесь вижу другое...» Красноармеец 20-х годов: картинымира и социальный облик // Социс. 2000. № 10. С. 76. 612 не было войны и голода, но не для всех слоев населения. Для низшего класса, из среды которого преимущественно и набираются современные рекруты, это десятилетие было войной за выживание, в ходе которой приходилось если не голодать, то нередко хронически недоедать. По оценкам военных социологов, за последние годы число молодых людей, желающих служить в армии, сократилось в 3—4 раза. Если бизнесменом хотят стать 18% юношей, юристом — 17%, экономистом — 15%, то офицером лишь 2% выпускников школы.
Сегодня из тех призывников, кто идет в армию, реально хотят служить не больше 15% всех призывников22. Уклонистов становится все больше, поскольку никаких послаблений нет и служба действительно предстоит тяжелая. К тому же призыв осуществляется на фоне войны в «горячих точках». Уклонение от воинской службы стало настоящей эпидемией. В районных военкоматах г. Саратова в 2000 г. были созданы специальные группы по борьбе с уклонением от службы в армии, а банальное вручение повесток превращается в специальную операцию, подчас сопряженную с риском для жизни работников военкомата, напоминающую военную операцию. Дата ее проведения держится в строжайшем секрете, но начинается она обязательно ранним утром — только так можно застать уклонистов дома. В рядах уклонистов — «золотая молодежь», уголовники и наркоманы. В 1995 г. в стране зарегистрировано 5 тыс. уклонистов. Многие не хотят служить из-за использования армии в полицейских целях, возрастающей опасности военной службы, криминализации казарменной жизни, плохого материального и культурного обеспечения, пренебрежительного отношения властей к благополучию военного человека23. Основное оружие уклонистов — саботаж. Первая повестка из военкомата — сигнал к тому, чтобы «удариться в бега», а оборону занимают мамаши, которые упорно утверждают, что не знают, где находится их сын. Уже давно на вручение повесток не посылают военнослужащих-женщин, а мужчины поговаривают, что неплохо бы иметь при себе оружие — агрессивные родственники призывников рьяно спасают их от воинского долга и «крайними» становятся работники военкоматов. В Саратовской области от службы в Вооруженных Силах уклоняются 2300 призывников. Шансы на то, что их удастся привлечь к службе, ничтожно малы, а вероятность того, что они окажутся на скамье подсудимых, еще меньше (www.rambler.ru. 16.10.2000). Призыв граждан на военную службу является итогом большой кропотливой работы всех заинтересованных органов и организаций, которые в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляют подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах, начиная 22 АиФ Петербург. 2001. Вып. 40 (425). 3 окт. Серебрянников В.В. Армия и политика // Социально-политический журнал. 1996. № 3. С. 211-212. 613 с момента сбора сведений о юношах, подлежащих подготовке к военной службе (в 15 лет) и первоначальной постановке их на воинский учет (в 17 лет). Тех, кого военкоматы подозревают в уклонении, ждет уголовная ответственность. Если призывник без объективных причин не явился по повестке, то военкомат может передать его личное дело в прокуратуру по признакам уголовного дела по статье уклонения от воинской службы. Однако прокуратура, как правило, не заводит дела по уклонистам. Видимо, учитывая прежний опыт, когда большая часть дел разваливалась в суде.
Хотя ст. 337 УК «Самовольное оставление части или места службы» предусмотрены санкции, солдаты бегут из частей. Но уголовные дела в отношении них возбуждают редко. Этому есть объяснение. У ст. 337 есть примечание, согласно которому военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. В комментарии к Уголовному кодексу растолковывается смысл этих «тяжелых обстоятельств». Например, самовольное оставление части или места службы может быть обусловлено систематическим применением к молодому воину неуставных мер воздействия со стороны старослужащих и тогда рассматривается как совершенное по крайней необходимости. Поданным военных, каждый 10-й призывник, попав в армию, вскоре увольняется по состоянию здоровья. Это объясняют тем, что призывники, стремясь, например, попасть в десантники, скрывают свои болезни, а армейские нагрузки их выявляют. Но скорее всего, дела обстоят иначе: армейская жизнь со всеми ее «прелестями» — излишне суровым бытом, «специфическим» питанием, дедовщиной и др. — часто приводит к тому, что проявляются те болезни, которые врачи могли не заметить, и возникают новые24. Другая причина состоит в том, что на незначительные заболевания врачи призывной комиссии порой закрывают глаза ради того, чтобы выполнить план призыва. Сейчас никто насильно не заставляет студента учиться на военной кафедре, только по желанию. Если студент не учился на военной кафедре и не был аттестован в офицеры, его призывают в армию на общих основаниях, но служит он всего один год. До 27 лет включительно имеют право призвать любого гражданина после окончания вуза. Те же, кто был аттестован и получил офицерское звание, могут быть призваны на два года (часть из них). 24 АиФ Петербург. 2001. Вып. 40 (425). 3 окт. 614 Согласно данным Министерства обороны, из всех выпускников военных кафедр в армии оказывается менее трети. Прежде всего призывают тех специалистов, которых в армии не хватает. Но даже здесь у молодого специалиста есть право выбора — отслужить в армии один год рядовым солдатом или два года лейтенантом. Если такая альтернатива его не устраивает, то он может поступить на службу в М ВД, ФСБ, ФСО, ФАПСИ, прокуратуру и др., где на время работы дается отсрочка от службы в армии. Если выпускник вуза здоров, не посещал военную кафедру, не поступил в очную аспирантуру, то год службы ему обеспечен.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УКЛОНЕНИЕ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»