Человеческое общество иногда отождествляют с народом и говорят, к примеру, что общество — это совокупность всех людей одной национальности. На самом деле общество в правильном понимании включает в себя представителей разных национальностей. Так, членами российского общества являются русские, украинцы, чукчи, татары и представители еще более ста национальностей. Значит, понятия «нация (народ)» и «общество» нельзя считать синонимами. Человеческое общество отличается и от профессионального сообщества: в нем соединяются представители самых разных профессий, не только шахтеры или водители, но и бизнесмены, адвокаты, солдаты и т.д. Татар, евреев и чукчей делает членами одного и того же общества го. что они являются гражданами одного государства. Но вправе ли мы отождествить общество с государством или страной? "' Бергер П.Л. Укав. соч. 616 Рассмотрим, что представляет собой общество в узком социологическом значении, и постараемся ответить на поставленный вопрос, различая три
сходных понятия — страна, государство, общество. Страна — часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Как официально описывается наша страна, дано в справке. Согласно классификации Всемирного банка, все страны делятся на следующие группы: ♦ развивающиеся страны с низким и средним уровнем ВНП надушу населения. Всего в мире более 100 развивающихся стран, в которых проживает свыше 4/5 населения мира. Развивающиеся страны называют также «третий мир» или «Юг»; ♦ развивающиеся страны с высоким уровнем дохода — страны, которые по уровню дохода приближаются к развитым странам. В 1995 г. к ним относились Израиль, Кувейт, Гонконг, Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты; ♦ развитые страны — страны, в которых большая часть населения имеет высокий уровень жизни. Иногда определяются как страны с большим запасом произведенного (физического) капитала и населением, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В них проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными, индустриально развитыми или «Север». Страны бывшего Советского Союза, Центральной и Восточной Европы, Китай, Монголию, Вьетнам и некоторые другие относят к странам с переходной экономикой. Государство — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). Характеристика современной России как государства приведена в справке. Государство — основная политическая структура общества, устанавливающая власть, порядок, контроль, систему взаимоотношений граждан, социальных групп и слоев на определенной территории, осуществляющая внут- 617 реннюю и внешнюю политику в пользу властвующих структур; имеет аппа рат управления, органы защиты и правопорядка, разработанные юридичес кие и моральные нормы, регулирующие жизнь общества. Общество — социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Ниже дана характеристика современного российского общества. Основными социальными институтами или сферами российского об щества выступают семья, производство (экономика), государство об разование, культура, наука и религия. Занятое в этих институтах насе ление (граждане или члены общества) делятся на три основных класса — высший, средний и низший. В нашем обществе уже нет как прежде, сословий. Элита, стоящая на верху социальной пирамиды, концентрирует в своих руках большую часть национального богатства и принимает большинство важных для страны решений. Она не превышает 1% населения, а высший класс — 5%. Средний класс невелик и составляет не более 15—20% населения. Большинство людей по уровню жизни сегодня находится у черты бедности. Экономическую основу составляют рыночные отношения. Богатое культурное наследие России позволяет ей считаться одной из самых развитых стран мира, а наличие ядерного оружия и сильной армии — входить в число ведущих держав, определяющих политику в современном мире. По уровню жизни, состоянию здравоохранения, продолжительности жизни и другим показателям Россия в 1990-е гг. вышла из состава развитых стран и опустилась на уровень развивающихся стран. Страны изучает география, государство — политология, а общество —социология. Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. При таком подходе государство предстанет как искусственный политический конструкт — учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Страна представляет собой также искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства. Итак, страна — часть света или территория, имеющая определенные границы и государственный суверенитет. Государство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество — соци альная организация не только страны. но и нации, народности, племени. Понятия «страна», «народ», «государство» и «нация», являясь почти одинаковыми по своему объему, т.е. охватывающими тот же класс эмпирических 618 референтов, что и понятие «общество», в то же время являются не полными его аналогами, а типологическими спецификациями. Термин «государство» может использоваться как заменитель понятия «общество» преимущественно на политической арене, «страна» — в географическом смысле, народ — в нравственно-этическом, нация — в этнологическом значении. Исторически общество первично, государство — вторично. Обществу по крайней мере 40 тыс. лет, а государству — 5—6 тыс. лет. Государство возникает на определенной стадии развития общества для защиты интересов населения, т.е. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходится защищаться. Взаимоотношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения. Проще всего мыслить общество в рамках тех или иных государственных границ. Французское общество совпадает с Францией как страной и государством. То же можно сказать об американском, российском, английском и других обществах. Но не всегда общество можно представлять на основе территориально-государственного принципа, к примеру на свете не существует такого образования, как люксембургское общество. Общество — это социальная организация страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда не существовало четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой. Стран в привычном смысле слова тогда не было. Целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны — результат территориального раздела мира. Общество приобретает государственную форму, когда налицо три уровня территориальной организации, из которых третий уровень можно называть также политическим объединением." ♦ местный уровень — отдельные поселения; ♦ региональный уровень — совокупности поселений (районов) объединены в более крупные формирования (регионы, области); ♦ государственный уровень — соединение нескольких регионов в единый общественный организм, что подразумевает правительство, которое устанавливает законный порядок над определенной территорией, систему власти над всеми членами общества, опирающуюся на юридические законы, агентов контроля (армия, полиция, суд, тюрьмы), способных в рамках закона использовать силовые методы принуждения. Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Следовательно, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей (именно людей, а не их животных предков; человек появился лишь 40 тыс. лет назад). Это понятие приобретает совершенно определенное значение, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географические границы, общую законодательную систему и некое национальное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают социологи, когда создают набор операциональных определений общества. 619 Р. Марш пытался определить условия, при которых социальное объелнение следует считать обществом: ' 1~ ♦ постоянная территория — например, Испания в своих государственщ границах; " )lx ♦ пополнение общества главным образом благодаря деторождению, \от иммиграция также играет некоторую роль: я ♦ высокоразвитая культура — модели культуры могут быть достаточн многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественно!' жизни; ♦ политическая независимость — общество не является подсистемой ищ частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества тцгп Бельгийского Конго до получения независимости нельзя было считан таковыми". Автор этой классификации признавал неполноту и дискуссионный характер своих критериев. К примеру, можно ли применить критерий «высокоразвитая культура» к стране, где проживают представители различных религиозных верований и этических групп, будь то США, Индия или СССР. Здесь нет общих ценностей и идеалов, воспринимаемых всем населением. Их культуру правильнее называть совокупностью субкультур, с огромным трудом связанных воедино политической и законодательной властью. Возможно, поэтому оказался столь непрочным Советский Союз. Критерий «политическая независимость» является не менее спорным. На территории СССР находились сложившиеся и очень древние этносы, обладавшие высокоразвитой культурой, но не имевшие политической независимости и существовавшие на правах союзной республики, в частности Армения, Грузия, Эстония. Другие социологи (Д. Аберле, А. Коэн, К. Дэ-вис, М. Леви и Ф. Саттон'2 в 1950 г., а Т. Пар-сонсв в 1966 г.) предположили, что определяю щей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трак товаться не только в политологическом смысле. Самодостаточно то общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточно товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угроз, но также создавать весь комплекс культуры — от высокой до народной и популярной — и связанную с ними инфраструктуру, а также успешно осуществлять социальное обеспечение населения. Но главным признаком самодостаточности является экономический — наличие у страны " Marsh R.M. Comparative Sociology. N.Y., 1967. 12 Aherle D., Cohen A., Davis K., Levy M.J.-Jr.. Sutton F.X. The functional prerequisites of a societv /'/ L tines-1950. Vol. 9. P. 100-111. 13 Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs. N.Y.. 1966. 620 HILT юты, сохранение платежеспособности и возможность оплачивать долги. Поэтому островные государства Япония и Великобритания, в значительно большей мере зависящие от внешней торговли, чем континентальные, относятся к самостоятельным обществам и высокоразвитым державам. Наиболее полный список необходимых и достаточных признаков, которым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дат известный американский социолог Д. Шилз14: ♦ объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества); ♦ браки заключаются между представителями данного объединения; ♦ оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; ♦ объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; ♦ у него есть собственное название и своя история; ♦ оно обладает собственной системой управления; ♦ объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; ♦ его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. Утех и других имеются кровнородственные системы (заключение браков и прием новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное — они не являются частью другого целого. В одном из самых авторитетных изданий — в «Словаре по социологии» (Лондон, 1988) — его авторы Николас Аберкромби, Стивен Хилл и Брайн С. Тернер утверждают: «Понятие «общество» представляет собой категорию здравого смысла, для которого оно эквивалентно национальным границам государств. Хотя социологи часто оперируют обыденной терминологией, она не всегда подходит целям научного исследования. Общество не обязательно соответствует политическим границам. Правильнее полагать, что социология изучает социальные группы любого размера, в том числе и самого большого». Таким образом, предлагаемая нами методология позволяет описывать общество в единстве трех аспектов: общество, страна, государство. Страна выводит нас на изучение роли географического фактора в развитии общества, территории и борьбы за нее, народонаселения и демографии, «утечки» мозгов, уровня жизни населения. Страна и общество — понятия, связанные между собой признаком из типологии Шилза, а именно — воспроизводство населения членами данного общества. Страна позволяет рассмотреть историю общества, в том числе российского, его исторические этапы, роль территориального фактора в развитии, плотность населения, экономический рынок, развитие капитализма, роль общины. Понятие государства позволяет проследить влияние политических режимов и их смены на состояние и структуру общества, а также зависимость существующего в стране политического режима от социальной зрелости народа.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»