ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

АЖ. ХОМАНС И Н. КОНДРАТЬЕВ: КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ГРУППЫ
Некоторые идеи Кондратьева предвосхищают более поздние научные открытия, в частности теорию образования неформальных рабочих групп американского социолога Дж. Хоманса. Чтобы объяснить механизм неформальных групп, Хоманс построил модель, включающую три основных элемента — задание, взаимодействие и установки. От руководителя исполнители получают производственное задание. Выполняя его постоянно и ежедневно, они организуют процесс взаимодействия (систему конкретных поведенческих актов), вследствие чего между ними возникают определенные чувства, привычки, ожидания, симпатии и антипатии. Причем чем чаще и интенсивнее взаимодействие, тем сильнее взаимные чувства, и наоборот. Возникает своего рода эффект наполнения, или спиральный процесс, и если он не прерывается, то члены малого коллектива со временем становятся все более и более похожими друг на друга. У них возникает то, чем все они дорожат: нормы, цели и идеалы совместного поведения, понимание классовой солидарности, своего статуса на предприятии, сущности социальных отношений с предпринимателем и администрацией. Иными словами, на реальные, или физические, связи постепенно накладываются психические, а позже на их основе формируется более высокий тип связей — идеально-логические. И чем более сплочена группа, тем с большей охотой соблюдаются неформальные нормы поведения, созданные группой, а не администрацией, и тем сильнее к этой группе тянутся люди. Если не по форме, то по существу Хоманс повторяет сказанное до него Кондратьевым.
Опосредованная связь, как и непосредственная, характеризуется триединством физического, психического и идеально-логического и, кроме того, имеет две разновидности. В первом случае мы говорим об опосредованной связи между людьми, хотя и разделенными географически, недействующими в одно и то же время. Таково поведение, основанное на сотрудничестве и разделении труда. Кондратьев рассматривает его на примере крестьян, производящих в деревне лен, рабочих, перерабатывающих его в городе в пряжу, и рабочих, перерабатывающих пряжу в другом городе в холст.
Совершенно бесспорно, что между всеми этими людьми, хотя и разделенными географически, будет существовать разделение труда, будет существовать и связь. Связь эта имеет прежде всего материальный характер. Так, ее существование предполагает материальный процесс произ-
529
водства как в городе, так и в деревне, материальное передвижение льна пряжи и холста. Но эти материальные связи... одновременно предполагают у них известные психические переживания... И поскольку неизбежен этот психический процесс, поскольку... кристаллизуется сама идея связи, т.е. имеет место и идеальная сторона ее. Наконец, легко видеть, что анализируемая связь неизбежно имеет характер двусторонний, представляет собой опосредственное взаимодействие, так как объем, темпы, качество и т.д. действий любой группы участников сотрудничества теми или иными путями порождают соответствующую реакцию со стороны других. Эта реакция выражается в понижении ити повышении цен на продукт, в отказе принимать его или, наоборот в усиленных требованиях его и т.п. Очевидно, что такие реакции представляют собой наряду с основной связью сотрудничества ряд новых цепей взаимодействия, которые в свою очередь предполагают материальную связь между людьми (сообщение почтой, телеграфом и т.д.). заявлений и требований, соответствующие психические процессы на той и другой стороне и те идеи, которые формируются на основе этих процессов. Таким образом, и в случае сотрудничества на расстоянии мы вскрываем в составе связи те же три неотделимые стороны: материальную, психическую и идеальную. Но можно без преувеличения сказать, что значительная часть всей деятельности в сфере физического труда в обществе (а эта сфера чрезвычайно велика) опирается на начала сотрудничества людей или находящихся вместе, или в условиях географического разделения. Следовательно, все общество как толстыми канатами как бы пронизано рассмотренными связями. Вместо с тем почти вся область умственного и, в частности, научного труда в обществе протекает в условиях указанного опосредствованного взаимодействия... Работа ученого в лаборатории или у себя в кабинете протекает в условиях непрерывного наблюдения затем, что делается другими учеными в данной и в смежных областях. А это предполагает ряд материальных процессов: процесс написания соответствующих работ, их публикацию. передвижение напечатанной литературы, ее чтение и т.д.... опосредствованную связь в виде взаимодействия мы находим не только на почве различных видов сотрудничества, а также на почве актов поведения в области религии, искусства, политической деятельности и т.д. Иначе говоря, эти связи охватывают все стороны человеческой деятельности. И именно они делают реальной связанной совокупностью, или обществом, не только людей, которые живут в данное время, в данном месте и, следовательно, могут непосредственно видеть, слышать друг друга, но и людей, живущих в данное время в условиях географического разделения. Отсюда с полной ясностью выступают такие социальные функции различных материальных средств сообщения, как водные пути, дороги, почта, телеграф, телефон, радио и т.д. Очевидно, что чем совершеннее эти средства, тем интенсивнее может быть социальная связь физически разделенных людей, тем шире могут простираться границы единой реальной совокупности — общества55.
Приведенный фрагмент принципиально важен для правильного понимания теоретико-методологической позиции Кондратьева. Типология обше-• ственных связей людей понадобилась ему не сама по себе, скажем, как аналитический инструмент (хотя и в этом своем качестве она служила бы пр"~
>5 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 50-52.
530
ращению научного знания, учитывая присущий ей момент научной новизны), а возможность поговорить об обществе в целом. Оно ткется из тонкой и весьма подвижной паутины человеческих контактов, которые можно называть одновременно и связями (акцентируя момент социальной статики), и взаимодействиями (выдвигая на первый план момент социальной динамики). Кондратьев именует первичные акты людей связью-взаимодействием, подчеркивая, видимо, момент их неразрывного единства.
Второе, на что следует обратить внимание, это трудовой характер первичных акций людей. Приводимые русским ученым примеры не случайны. И хотя он оговаривается, что нема ло примеров можно было бы привести из области религии, искусства, политики, исходной и фундаментальной основой выступает все-таки сфера труда, а точнее, область разделения труда и сотрудничества. Начиная с неприметных актов-взаимодействий на индивидуальном уровне (крестьянин собирает лен, рабочий перерабатывает его в холст), Кондратьев постепенно поднимается до глобальных обобщений, в горизонт которых попадают все слои и группы населения. Все что-то производят, куда-то отвозят, как-то общаются друг с другом. Водные магистрали и железные дороги превращаются в каналы социальной коммуникации, а единичные трудовые процессы — в макроэкономические. Индивидуальная реакция покупателя становится на макроуровне групповой реакцией населения, выраженной в повышении или понижении цен, колебании спроса и предложения. В дальнейшем Кондратьев разовьет вероятностную теорию экономических и социально-экономических процессов в обществе, подведет прочный методологический фундамент под свои теоретические рассуждения, а пока что и сказанного вполне достаточно для проведения известной аналогии.
Другой разновидностью опосредованной связи-взаимодействия выступает у Кондратьева материальная и духовная связь между представителями живущих в разное историческое время поколений.
Когда в каждый данный момент живущие люди совершают акты физического труда, они пользуются орудиями и средствами производства, организационными методами и навыками, перешедшими от предыдущих поколений. Когда они совершают акты умственного труда, они опираются на сумму идей, добытых этими поколениями и зафиксированных в книгах, журналах. Когда они проявляют себя в сфере искусства, религии, политики, права и т.д., они отправляются от совокупности тех верований, тех достижений и духовных течений, которые перешли от прошлого. Совершенно ясно потому, что каждое данное поколение людей в своем поведении связано таким образом с поведением предшествовавших поколений. Эта связь имеет, очевидно, опосредствованный характер. И так как она состоит неизбежно лишь в действии прошлого на настоящее, то в отличие от случая опосредствованной связи между современниками такую связь мы называем опосредствованной связью-воздействием56.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АЖ. ХОМАНС И Н. КОНДРАТЬЕВ: КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ГРУППЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Цифрові системи передачі даних
Загадка пешехода и паровоза
КАПІТАЛ ПІДПРИЄМСТВА ТА ЙОГО ЕКОНОМІЧНА СУТНІСТЬ
Форми безготівкових розрахунків
Технологічний процес розробки і просування сайтів


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 572 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП