Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) разработал теорию обще-ственного договора, послужившую основой современного учения о гражданском обществе. Исторические истоки этого учения специалисты видят в воззрениях древнеиндийских и китайских мыслителей. Так, ранние буддисты считали, что для искоренения социального неравенства, обмана и воровства, если они воцаряются в обществе, нужно выборным путем установить царскую власть, которая выполняла бы третейские функции. Древний философ Мо-пзы развивал представление о договорном происхождении государства, возникшего 398 по воле народа, который избрал царя и советников с целью положить конец разногласиям в обществе. Еще более развитые идеи мы находим у Эпикура, который учил, что люди, стремясь к общей пользе, вступают между собой в договорные отношения и устанавливают законы. «Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда»6. Лукреций изображал переход от естественного состояния к общественному как результат договора между людьми об избрании властей и учреждении законов. Когда государство создано и человеческое общество живет по определенным нормам, правилам и законам, кажется само собой разумеющимся, что так было всегда и что люди от рождения склонны к сотрудничеству. Так думали Платон и Аристотель. Но это неверно, полагал Гоббс. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, тЪ он искал общения со всеми в равной мере. Но каждый предпочитает общество тех, кто ему наиболее выгоден. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод. Гоббс высоко оценивал идеи своих предшественников, опираясь на них при создании собственной концепции. Однако он полагал, что нельзя представлять людей безвольными индивидами или социальными атомами, от имени которых правители устанавливают свои порядки и заключают договоры. Такое общество могли бы построить муравьи и пчелы со всеми его характерными чертами, но человек отличается от них тем, что у него есть амбиции, он стремится к престижу, к почестям. Человеческое общество — это производное от интересов, потребностей и взаимоотношений людей. Государство Гоббс определял как «искусственное тело», продуктчеловеческой деятельности, а не божественное установление. Как государство, так и общество строится на определенных нормах, которые сознательно должны соблюдать люди. В отличие от них муравьи руководствуются слепыми инстинктами. Но, как только мы наделяем людей этими качествами, мы понимаем, что каждый в обществе будет преследовать только свою выгоду. Животные не борются за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти — причины мятежей и войн. Животные не знают справедливости и вреда, поэтому не оценивают действия своих сородичей и не способны осознать, что обществу помимо согласия необходимо еще единство, основанное на власти. Такое единство называется государством, или гражданским обществом. Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 217. 399 В том, что у людей нет врожденной тяги к сотрудничеству, главная проблема тех социальных мыслителей, кто пытается революционизировать ити реформировать общество. Каждый стремится добиться больших почестей для себя, чем для других. Человеку не свойственно от природы любить ближнего. Эти качества приобретаются огромной ценой и усилиями по принуждению. Следовательно, врожденное качество — стремление к разъединению, к борьбе, к конкуренции, а значит, к вражде. Естественное состояние человечества — вражда всех со всеми (первобытное общество — постоянная борьба). Можно играть на вражде разных групп, и если одна группа оказывается сильной и побеждает другую, тогда устанавливается порядок, поскольку сильный за него отвечает. Такие правила игры мы и называем социальным порядком.
Что побуждает людей создавать общество? Страх, отвечает Гоббс. Взаимный страх удерживает людей от безудержной погони за господством. Он объединяет людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но, объединившись, люди стараются извлечь из этого выгоду для себя либо достичь уважения и почестей, которых нельзя добиться, оставаясь в одиночестве. Естественное общество не может быть ни очень большим, ни очень устойчивым. Оно будет стабильным, если слава и почет воздаются всем. Но так не бывает. Если почет воздается всем, то это значит, что он не воздается никому, ибо в основе почета лежит превознесение одного над другим. Не добившийся почета считает себя обойденным. То, ради чего он стремился в общество, не достигнуто и оно перестает быть выгодным ему. Обойденным всегда оказывается большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется.
Не добившись уважения одним путем, люди стремятся заполучить его иным — господством над другими. Хотя некоторое количество благ можно достичь, оказывая взаимные услуги, гораздо большего можно добиться, господствуя, а не сотрудничая с другими, пишет Гоббс в трактате «О гражданине». Отсюда следуют два принципиальных вывода: 1) люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (на современном языке — социализации); 2) гражданское общество создается на основе взаимных опасений. Только взаимный страх удерживает людей от безудержной погони за господством. Страх Гоббс понимает вполне социологически — как «ожидание будущего зла». Страх не разъединяет, а, наоборот, объединяет, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Наилучший способ удовлетворения такой потребности — государство. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества — взаимный страх, а не любовь и расположение. 400 Современная физиология в какой-то мере подтверждает правоту Гоббса. Экспериментально доказано, что страх соединяет людей. Людям, как и животным, легче его пережить, когда они вместе. Общий страх создает общую цель — выжить. Страх лежит в основе современной концепции национальной безопасности. Опасность терроризма объединила все мировое сообщество, даже бывших врагов — США и Россию. Сообща люди учатся преодолевать страх. Не счесть культурных практик, социальных механизмов и технических открытий, которое придумало за свою историю человечество с одной-единственной целью — научиться преодолевать страх. Итак, общество создается взаимными опасениями. Эти опасения сбивают людей в стаи. Человек мобилизует в корыстных целях весь потенциал группы. Люди никогда не перебьют друг друга, так как это противоречит принципу выживания. Основная идея Гоббса состоит в том, что можно устроить полноценное общество, если оно будет помогать каждому человеку извлекать собственную выгоду из коллективного дела. Разные люди видят выгоду в разном. Многообразием социальных благ человеческое общество и отличается от сообщества муравьев или пчел.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теория общественного договора Т. Гоббса» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»