Роль пришлых культур в истории древних цивилизаций еще предстоит уяснить. Рабовладельческий строй Средиземноморья, например, не эволюционирует в феодальный. Становление феодализма происходит где-то в глубинах Азии, откуда феодальные общины выходят на арену истории уже в сформированном виде. Нечто подобное произошло и с появлением древних земледельческих культур. Как показали экспедиции выдающегося ботаника и географа Н.И. Вавилова, набор культурных злаков Ближнего Востока и Средиземноморья поразительно беден. Он существенно возрастает по направлению к Закавказью и Армянскому нагорью. Отсюда поступал в Месопотамию дорогой облицовочный камень обсидиан, с ним могли проникнуть и зерновые культуры. Но и Армянское нагорье — не рекорд по количеству сортов возделываемых пшениц. Восточное, в Афганистане, разнообразие пшениц возрастает еще больше. Наконец, на совсем небольшом пространстве между Гиндукушем и Западными Гималаями (на протяжении не более нескольких сот километров) население возделывает поразительное разнообразие главного хлеба Земли — мягких пшениц. Некоторые из них больше нигде на Земле не встречаются. Здесь же сконцентрировано и все мировое разнообразие зерновых, бобовых растений, льна, моркови. Другой очаг с обилием возделываемых человеком злаков обнаружен Н.И. Вавиловым на Эфиопском нагорье. Количество возделываемых на нем видов твердых пшениц, ячменя превосходит все их разнообразие во всех остальных странах земного шара. Здесь были обнаружены культуры, которые больше нигде не встречаются. Среди них хлебный злактэфф, фиолетовозер-ная пшеница, масличный нуг. Лен здесь возделывается не ради масла и волокна, а как хлебное растение, на муку. 163 Такое высокое видовое разнообразие культурных злаков не может не свидетельствовать о возможном здесь в прошлом очаге древнего земледелия. Ни в Гималайско-Гиндукушском районе, ни на Эфиопском нагорье нет никаких письменных или материальных свидетельств древней культуры. Но бо-танико-географический анализ Н.И. Вавилова свидетельствует о том, что именно здесь надо искать очаги древней земледельческой культуры. Кое-что из предсказанного Н.И. Вавиловым подтвердилось сегодня. Так, задолго до открытия таиландской Пещеры Духов со следами земледелия. древнейшие слои которого датируются возрастом 11 тыс. лет до н.э., Н.И. Вавиловым был описан юго-восточноазиатский центр происхождения культурных растений. С юга к Гималайско-Гиндукушскому центру примыкает и район одной из самых ранних земледельческих культур в бассейне Инда — Хараппский. А открытие земледельческих поселений в Судане, относящихся к VII тысячелетию до н.э., уточнило местонахождение эфиопского очага древнего земледелия. А вот гипотетическую Атлантиду, затонувшую в пучинах Атлантического океана, искать незачем. Несмотря на наличие многих общих диких растений, наборы возделываемых культур Старого и Нового Света в доколумбово время были абсолютно разными. Между ними был лишь один общий вид — тыква-горлянка (лагенария), выращиваемая для изготовления посуды. Но это растение распространено во всех тропических странах и могло перенестись в Америку морскими течениями. Есть общие роды между культурными растениями Старого и Нового Света (фасоли, перцы), но общий вид среди них лишь один. Не знали древнейшие земледельческие цивилизации Америки и домашних животных (кроме собаки) и рабочего скота.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Горные колыбели древнейших цивилизаций» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»