ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Основные этапы и направления
Развитие социологической науки подразделяется многими историками н три главных периода29. В первый период — с конца XIX в. до 20-х гг. XX в. -доминировал интерес к социальным реформам. Эмпирических знаний i реальных процессах в обществе явно недоставало. Поэтому те, кто задумы вался о каких-то инновациях, социальных проектах, преобразовании прак тических отношений людей, вынуждены были ориентироваться скорее н; теоретические построения и здравый смысл. Да и теория тогда понималас] либо как совокупность социально-философских суждений, либо как фило софская дискуссия о различиях между должным и реальным. Напомним, чт< это был период увлечения так называемыми социальными исследованиями цель которых заключалась в социальном диагнозе злободневных пробле\ общества, привлечении к ним внимания со стороны прессы и разработк; практических рекомендаций.
Что же понималось под прикладной социологией в ранний период? По; ее практическим приложением понималась не специальная система мероприятий с собственной процедурой и налаженным механизмом внедрения как это принято сейчас, а подвижнический акт выдающейся личности. «Научный менеджмент» конца XIX — начала XX вв. являл собой именно такоу подвижнический акт выдающихся социальных инженеров — Ф. Тейлора Г. Эмерсона, Г. Тауна, С. Томпсона. Не пренебрегали практической деятельностью и академические социологи: А. Смолл служил в Гражданской федерации Чикаго, У. Томас — в Вице-комиссии Чикаго, Р. Парк — в городской Лиге Чикаго. Чикаго появился на социологической карте Америки не случайно. Именно с Чикагской школой связывают расцвет эмпирической, а во многом и прикладной социологии (исследования урбанизации, экологии, трудовых отношений) в ранний период.
Впервые вопрос о прикладной социологии в США возник в 1895 г. — обществоведы активно обсуждали предназначение социологии и роль в ней научной теории. Что является конечной целью социологии — создавать новое знание или помогать решать конкретные социальные проблемы? Окончательного решения так и не было найдено, ибо с того времени берут начало две основные ориентации социологии: 1) базисная социология, ориентированная на профессионалов и получение нового знания, 2) прикладная социология, ориентированная на клиента (заказчика) и решение практических задач.
Яркими выразителями прикладного направления явились представители американского движения «научный менеджмент». Несомненным лидером был Фридерик Уинслоу Тейлор (1856 — 1915). Его называли автором самой эффективной в мире системы НОТ. Свои основные эксперименты он провел в 90-х гг. XIX в. Система Тейлора имеет комплексный характер: она перестраивает не только структуру управления предприятием, но и самые элементарные, повседневные трудовые приемы человека. Ни до, ни после никто уже не претендовал на подобный универсализм.
Тейлору приписывают открытие модели «экономического человека», который якобы не видит в работе иного смысла, как только получить больше
Applied sociology: roies and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E. Freeman, Dynes R.R., *ossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 34-36.
193

денег. Тем не менее, как показывает более детальный анализ его высказываний, Тейлор не считал деньги ни главным, ни единственным мотиватором. Он полагал, что прибавка к зарплате «съедается» плохой организацией труда и произволом администрации. Стоит рабочему сегодня выработать больше, как завтра ему снизят расценки и принудят трудиться больше за те же деньги. Рабочие, прекрасно осведомленные об этом, придумали контроружие — сознательное ограничение нормы выработки. В его основе — механизм группового давления и блокирования формальных норм при помощи неформальных. Сегодня феномен «работы с прохладцей» называется рестрикционизмом (restriction— ограничение) и является одним из центральных вопросов социологии труда. Долгое время честь его открытия, как и группового фактора, приписывали теоретикам «человеческих отношений» (30-е гг. XX в.). Однако первооткрывателем был все-таки Тейлор.
Он подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технико-организационные нововведения не должны быть самоцелью. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер — хронометраж, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации, новую структуру функционального администрирования, которые не по отдельности, а вместе способны гарантировать рабочему, что повышение им производительности труда не будет произвольно уничтожено администрацией через понижение расценок. Сначала администрация должна научиться управлять по-новому, а затем уже может требовать добросовестного труда. Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулирования труда. Его дифференциальная система оплаты — успевающий дополнительно вознаграждается, а лодырь депремиру-ется — предполагала, что в научно организованном производстве человек не может получить незаработанные деньги.
В теории организации труда ведущее место занимали человеческое поведение и мотивация, а вовсе не технические факторы. Иначе говоря, предмет исследования имел иерархический вид и подчинялся определенной логике. Изучение технического устройства станка несравненно легче, нежели исследование работы за этим станком, т.е. трудовое поведение человека. Еще более сложным является изучение мотивов, ибо психологические закономерности допускают гораздо больше отклонений, чем законы материального мира. Различные области прикладного исследования, таким образом, выстраиваются по степени сложности их предмета от движения машин (уровень технического
194
занятия) через действие человека (уровень физико-физиологического знания к поведению и мотивам (уровень социально-психологического знания).
Ф. Тейлор является лидером «научного менеджмента», в который кром< него входили Г. Эмерсон, Ф. Джилбретт, Г. Таун, С. Томпсон и др. В свок очередь «научный менеджмент» составлял лишь одно из направлений—аме риканское— в так называемой «классической» школе менеджмента. К не! причисляют немца М. Вебера, француза А. Файоля, англичан Л. Урвика \ Л. Гьюлика (они разработали «синтетическую» теорию управления, котора; формализует и обобщает подходы Тейлора, Вебера, Файоля).
Самой ранней формой эмпирических исследований надо считать социальны! обследования, возникшие вначале в Англии, а затем получившие массовое рас пространение (начало XX в.) в США. Об этом мы уже говорили в главе о соци альных исследованиях. Одно из первых в Америке социальных обследованш было проведено В. Дюбуа в 1899 г. Оно называлось «филадельфийский неф» i было посвящено проблемам нищеты среди негритянского населения Америки В течение 15 месяцев Дюбуа, негр по происхождению, опросил 9 тыс. человек \ собрал уникальные сведения о жилищных условиях, работе, доходах и образо вании негритянского меньшинства Филадельфии. В дальнейшем расовая про блема получила широкое развитие в работах чикагских социологов. Так, в 1919 — 1922 гг. Чарльз Джонсон провел обследование «Чикагский неф», посвященно( расовым стереотипам и предрассудкам. Оно строилось на анализе личных до кументов, материалов интервью (автор провел 274 двухчасовые интервью) \ анкетирования (опрошены 865 служащих-нефов), газетных публикаций. Еще большую известность получила работа Пауля Келлога «ГТиттсбургское обследование. 1909 — 1914 гг.» Изучались занятость населения и доходы, состояние здоровья, санитарные условия труда и быта, жилище, уровень образования налоги, преступность и правопорядок, рекреация. К 1928 г. в США было проведено 154 «общих» обследования и 2621 специализированное30.
В первой четверти XX в. США становятся уже мировым лидером в развитии эмпирической социологии — к 1910 г. в стране было проведено околс 3 тыс. эмпирических исследований с использованием новейшей статистической техники. Уже в первой методологической программе — физикализме -Дж. Ландбергом (30-е гг.) заявлены центральные принципы количественное методологии: операционализм, квантификация и бихевиоризм. Благодар> усилиям П. Лазарсфельда, Г. Блейлока, П. Бриджмена, У. Огборна, Р. Мер-тона, Г. Зеттерберга закладывается математико-статистический и методико-методологический фундамент эмпирической социологии. Проникновение математики в социологию обогатило ее кластерным, факторным, корреляционным, лонгитюдным и другими методами анализа данных, а взаимодействие с психологией привело к развитию точных методов измерения явлений: тестов, шкал, социометрии, прожективных, психодиагностически* процедур и т.д. Статистические методы в инструментарии социологических исследований окончательно возобладали в 1940-е гг., В 1941 г. вышел первый учебник статистики для социологов31, большое значение стало придаваться и оценке репрезентативности данных.
Bulmer M. The Chicago Sociology: Institutionalisation, diversity and the rise 15 Aronovici K. The social л ^wey- Philadelphia. The Harper Press, 1916. P. 1. Hagood M. Statistics for sociologists. New York: Henry Helt, 1941.
195
По мнению А. Гоулднера, даже Э. Дюркгейма следует квалифицировать как «прикладного» социолога. В доказательство он ссылается на главу «Практические следствия» в его книге «Самоубийство», а также на рекомендации Дюркгейма в работе «О разделении общественного труда». В книге «Правила социологического метода» Дюркгейм указывает на то, что социальная наука обязана давать правила действий на будущее32.
После первой мировой войны потребность в профессорах социологии в колледжах росла быстрее, чем число хорошо подготовленных преподавателей. В результате в социологию пришло много неквалифицированных людей, бесчисленное множество студентов, не закончив своего обучения, зачислялось в профессорско-преподавательский состав. Как следствие стали сильно различаться исследовательская и преподавательская деятельность. Великая депрессия закончилась бумом высшего образования и ухудшением рынка труда для социологов. Он продолжался в течение 20 лет после первой мировой войны. Тот же 20-летний бум наблюдался после второй мировой войны, когда расширился прием абитуриентов и пополнялись преподавательские кадры33.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные этапы и направления» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Статті формування власного капіталу
Свидетельства отвеса и маятника
МАКРОЕКОНОМІЧНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ
Поняття та види цінних паперів
СТАНОВЛЕННЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ В УКРАЇНІ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 570 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП