Макс Штирнер (псевдоним Каспара Шмидта) (1806-1856) — немецкий философ. В сочинении «Единственный и его собственность» (1844) он развивал идеи анархического имморализма и правового нигилизма, которые оказали заметное воздействие на последующее развитие деструктивно-нигилистических умонастроений в европейской и русской социально-философской теории. Штирнер утверждал, что нормативные идеалы, выработанные в ходе развития цивилизации, имеют абстрактно-всеобщую природу и в силу этого неприложимы 183
к единичному эмпирическому бытию конкретной личности. Социальные институты, нормы религии, морали и права — это отчужденные формы, враждебные индивидуальному «я», препятствующие его свободным волеизъявлениям. Для их характеристики Штирнер применял бэконовское понятие «призраков», полагая, что это фантомные порождения незрелого человеческого разума, отделившиеся от него и пытающиеся в качестве самостоятельно существующих, отчужденных форм сознания управлять социальным поведением людей. Долг человека состоит в том, чтобы восстать против своего рабского положения, не допустить господства над собой религиозных, моральных и правовых норм и обрести истинную свободу. Его право заключается в том, чтобы руководствоваться только личными интересами и желаниями, ориентироваться исключительно на представления о собственном благе, т. е. каждый человек как обладатель «естественного права» должен быть эгоистом и обязан отвергать все, что не вписывается в созданную им эгоцентрическую модель мироздания. Чувства, мысли, поступки штирнеровского индивида окрашены одним доминирующим тоном — стремлением устранить с пути свободного самоутверждения все, что способно ему воспрепятствовать. Ему сопутствует желание превратить все, что отвечает его вожделениям, в свою собственность, подчинить своей единичной воле. Воля и сила — главные орудия, с помощью которых «единственный» Штирнера мечтает превратить мир в свое «достояние».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «М. ШТИРНЕР: СОЦИОЛОГЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО «Я»» з дисципліни «Історія західної соціології»