В XIX в. концепция Остина пользовалась авторитетом среди европейских правоведов позитивистской ориентации. В его «Лекциях о юриспруденции, или философии позитивного закона» право рассматривалось в традиционном для англичан эмпи-рико-фактографическом, утилитаристском ключе, при полном отсутствии какой бы то ни было метафизики. Право бралось как совокупность нормативных предписаний, исходящих от лиц или учреждений, обладающих властью, и адресованных лицам, находящимся в положении подчинения, руководствующимся привычкой к повиновению. Источником позитивного права выступает суверенная светская власть, располагающая реальной силой и способная гарантировать исполнение своих требований. Наличие санкций, предполагающих наказание за неповиновение, придает праву принудительный характер. Остин утверждал, что существует право в строгом смысле слова, устанавливаемое одними разумными существами для других разумных существ, но к нему нельзя относить нормативные требования, устанавливаемые социальными субъектами, не обладающими статусом суверенов, а также предписания общественного мнения, • 176 •
нормы международных соглашении, правила этикета и моды, нравственные нормы защиты чести. Для обозначения всей совокупности этих требований Остин ввел понятие позитивной морали. Позитивное право должно быть совершенно свободным от воздействий позитивной морали и не позволять ей оказывать на него регулятивное воздействие. Равным образом оно должно относиться и к религиозным нормам. Проблемы этики и религиозного воспитания имеют право на существование, но в практически функционирующей юриспруденции им нет места. Рассуждая в духе традиций английского прецедентного права, Остин признавал ведущую роль судов в правовом нормотворчестве.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Д. ОСТИН: РАННЯЯ СОЦИОЛОГИЯ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА» з дисципліни «Історія західної соціології»