ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ КАК «ДРАМА ИДЕЙ»
Социальная мысль, двигаясь «по стопам» развивающейся европейской цивилизации, стремилась в своих концептуальных построениях, объяснительных теоретических моделях раскрывать смыслы и суть происходящего в обществе. Ее развитие совершалось волнообразно, с чередованием подъемов и спадов. Так, в античном мире социально-философская рефлексия, заявив о себе поначалу в виде отдельных суждений софистов и киников, обретает вид полномасштабных концепций в фундаментальных сочинениях Платона и Аристотеля. После этого ее активность начинает постепенно угасать. Познавательное отношение теоретического сознания к социальной реальности, имеющее вид накопления фактов и идей, может быть рассмотрено как приобретение все более адекватных представлений о ценностях, потребностях, интересах, которыми руководствуются люди в практике социальных отношений. В социальных идеях и учениях воплотилась конструктивная роль общественного сознания по упорядочению и логическому оформлению стихийного социального опыта в концептуальные, внутренне организованные целостности теоретических построений. 33
Социальная реальность логически реконструировалась в них средствами теоретической рефлексии. Историческое накопление мыслительного материала, расширение арсенала идей, развитие категориального аппарата позволяло с течением времени осуществлять все более глубокий философский анализ социальных проблем. Социальная мысль, несмотря на периодические затухания своей поисковой активности, постепенно приобретала опыт и силу, глубину и основательность суждений. Этот процесс совершался, как правило, не посредством монологов мыслителей-одиночек; чаще всего это были диалоги и даже «триалоги» и «полилоги» исследователей с их идейными контрагентами, с авторитетами прошлого и настоящего. При этом сталкивались различные подходы к одним и тем же проблемам, соперничали непохожие друг на друга методы, конкурировали системы аргументации, состязались мировоззренческие и нравственные принципы, индивидуальные интересы и пристрастия. Л. Толстой высказал в своей «Исповеди» мысль о том, что когда обращаешься к наукам, которые пытаются давать ответы на вопросы, связанные с наиболее сложными проблемами бытия человека в социальном мире, то встречаешь «беспрестанные противоречия одного мыслителя с другими и даже с самим собою». Это весьма характерно для истории социальной мысли, которую можно рассматривать не только как историю социологических идей, но и как историю социологических проблем. Внутри внешне плавной динамики исторического развития социальной мысли и социальных учений обнаруживаются резкие контрасты и поляризации, глубокие расхождения позиций, которые превращают весь исторический процесс в многоактную интеллектуальную драму погони человеческого разума за ускользающей истиной. Таким образом, предложенное А. Эйнштейном определение истории науки как «драмы идей» в полной мере может быть отнесено к истории социальной мысли в целом и социологической теории в частности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ КАК «ДРАМА ИДЕЙ»» з дисципліни «Історія західної соціології»