В гл. 1 мы описали класс марковских моделей поведения отрасли, который намного шире множества конкретных моделей, исследованных в этой книге. Более существенно, что есть очевидные важные соображения, которыми мы пренебрегли в проанализированных моделях и которые должны быть включены в формальные модели, если эволюционная теория намеревается обращаться к более широкому кругу явлений и соперничать с ортодоксальной теорией на широком фронте. Например, есть потребность в аналитическом рассмотрении условий выживания в эволюционной борьбе при меняющейся окружающей среде, когда рутины фирм чувствительны к переменным окружающей среды. Частные случаи этого общего вопроса — такие специфические проблемы, как анализ эволюционного соперничества, при котором фирмы различаются не технологиями производства или политикой в области НИОКР, а, например, правилами ценообразования на основе надбавок на издержки или предполагаемым отношением задолженности к собственному капиталу. Проведенный в гл. 7 анализ эффекта изменения цен потребляемых факторов производства следует обобщить так, чтобы он лучше освещал условия, при которых стандартные результаты реализуются в динамических системах, включающих как эффекты отбора и поиска, так и рутинизированные реакции. Наконец, ни в одной из наших формальных моделей не учитывается каузальная роль баланса фирмы помимо простого определения масштаба фирмы по ее основному капиталу. Тот факт, что события прошлого влияют на текущее поведение фирмы посредством ее баланса, причем более тонко, чем простое определение масштаба, может оказаться важным услож- 506 Часть VII. Заключение нением основного сюжета функционирования рынка как механизма отбора5. В отношении шумпетерианской конкуренции наши модели — первые шаги по тропе, которая разветвляется в разных важных направлениях. Они дают основу для подхода к структуре отраслей или рынков продукции с точки зрения жизненного цикла, т. е. для описания того, как новые отрасли рождаются, достигают зрелости и в конечном счете коснеют или приходят в упадок. Чтобы построить такого рода теорию, нам, очевидно, нужно уделить внимание таким явлениям, как вступление на рынок, уход с него, кривые обучения, смена поколений производительного капитала, слияние фирм и изменения стратегии. Особенно важно разработать и исследовать 'эволюционные модели, в которых стратегии фирм включают реакции на действия соперников и время от времени претерпевают инновационные изменения на основе более обстоятельного анализа поведения соперников. Важную роль в истории многих отраслей играет индивидуализация продукции. Чтобы в полной мере осознать это, мы должны учитывать большую сложность фактора спроса на рынках, где действуют наши эволюционирующие фирмы. Мы убеждены, что детализированное моделирование многих отраслей тяжелой и легкой промышленности требует учета как стратегической взаимозависимости, так и индивидуализации продукции. Хотя мы верим, что и в этой области, как и в других, эволюционный подход обещает в долгосрочной перспективе больше, чем ортодоксальный, нельзя отрицать, что плодотворное моделирование олигополистических отраслей остается задачей, требующей большого напряжения сил. Хотя мы дали развернутое обсуждение стратегий поиска и его топографии, в формальных Моделях эти темы получили упрощенную трактовку. Мы обсуждали технологические режимы и естественные траектории, но в моделях фирмы занимались либо "вытягиванием" из экзогенно заданной популяции, либо локальным поиском. Если не считать моделей кумулятивного технологического режима, мы не занимались никакой естественной эволюцией технологии. Если не считать моделей, в которых мы по- Первая атака на эту проблему предпринята в диссертации Герберта Шу-этта (Schuette, 1980). Там исследуется эволюционная модель, в которой конкурирующие фирмы с различными условиями издержек обращаются к рынку капитала за фондами для финансирования расширения, а реакция рынка капитала опирается на стандартные рутины анализа финансового состояния. Глава 17. Ретроспектива и перспективы 507 зволяли фирмам разниться по тому, насколько в них преобладает инновация или имитация, мы не рассматривали альтернативных стратегий поиска. В будущем работа с шумпетерианской конкуренцией должна включить моделирование технологических режимов и стратегий фирм. Если говорить более обобщенно, есть важные объекты исследования, связанные с изменениями режима, например, переход от старого режима к новому, обладающему существенно большими возможностями инноваций, или, быть может, к такому режиму, который требует для успешных изысканий существенно иной стратегии НИОКР. Помимо того, что все эти исследования полезны сами по себе, они внесли бы вклад в развитие эволюционного воззрения на феномен продуктового цикла в международной торговле промышленными товарами. В вербальных изложениях теории продуктового цикла утверждается, что имеет место международная шум-петерианская конкуренция, причем у разных стран разные цены факторов производства, потенциальные возможности нововведений и, возможно, обстоятельства, воздействующие на рост потенциальной производительности. Когда научно-технический прогресс в отрасли развивается быстрыми темпами, у стран, где он более эффективен, появляются конкурентные преимущества даже при более высоких ценах факторов производства. Когда же темп технического прогресса замедляется, технологические преимущества имеют меньшее значение и высокий уровень переменных издержек налагает больший "штраф". Параллели между этим воззрением и шумпетерианской динамикой, исследованной в ч. V, очевидны, но столь же очевидно и то, что полная модель продуктового цикла потребует гораздо больше труда.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теоретические проблемы» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»