Показатели производительности могут основываться на двух категориях затрачиваемых ресурсов. С помощью первой производительность выражается как связь результата с затратами одного типа — трудом, капиталом или энергией; с помощью второй — как связь результата с набором затрачиваемых ресурсов — труда, капитала и по- Глава 8. Измерение производительности... 199 требляемых услуг. Эта концепция известна как концепция многофакторной, или обобщенной производительности. Использование показателей трудозатрат при оценке производительности государственных структур пользуется популярностью по двум причинам. Во-первых, труд — один из важнейших ресурсов, затрачиваемых в государственном секторе на предоставление большинства услуг. Как правило, трудозатраты составляют 70—80% всех расходов государственной организации. Во-вторых, в государственных службах редко можно получить данные, необходимые для расчета многофакторной производительности. Однако государственные агентства иногда заменяют показатели многофакторной производительности денежной оценкой, учитывая не все, а большей частью прямые, легко идентифицируемые затраты. При оценке трудовых затрат (в государственных структурах не ведется их почасовой учет) для оценки показателей занятости традиционно используется эквивалент полной занятости (ЭПЗ) работников. Он представляет собой численность штатных сотрудников, занятых полное рабочее время, которая была бы необходима для выполнения фактической рабочей нагрузки (в человеко-часах), характерной для данной организации. Этот показатель охватывает трудозатраты на выполнение работ по графику, сверхурочные, отпуска всех штатных работников, работу в неполные рабочие недели и сменные работы. Правильно вычисленные показатели ЭПЗ в основном выражают те же тенденции, что и показатели реально затраченного на работу времени. Труд обычно считается однородным, различия между группами служащих не учитываются. Качественные характеристики — квалификация, результативность, здоровье, опыт, возраст и пол персонала — учитываются, но в целом не отражаются на оценке производительности. Компенсационные издержки и затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции — еще один аспект оценки производительности. В компенсационные издержки входят дополнительные выплаты, зарплата и оклады. Затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции или оплата труда, затраченного на единицу продукции, отражают связь вознаграждения за труд с производительностью. Теоретически вознаграждение может возрастать в той же степени, что и производительность; при этом не требуется привлечения дополнительных поступлений денежных средств. Можно пытаться учитывать и другие затраты — снабжение, материалы, оборудование, производственные мощности, если они могут быть корректно отнесены на стоимость оцениваемых услуг. Показатели результатов, отнесенные к ЭПЗ, важнее для нижних уровней управления, где менеджеры не имеют возможности полностью контролировать денежные затраты и затраты на другие виды ресурсов, за исключением трудовых. Для высших руководителей государ- 200 Часть П. Измерение и анализ ственного сектора и общественности важнее показатели, отражающие отношение результатов к денежным расходам на затрачиваемые ресурсы. Оценка затрачиваемых ресурсов (по крайней мере, теоретически) особой сложности не представляет: сюда включаются все ресурсы, затраченные на получение результатов. В реальной практике все же есть несколько проблем: 1. Какие категории служащих надо учитывать — только работников низшего звена, их непосредственных руководителей или также какую-то часть высшего и вспомогательного персонала? Сравнительно простой выход — учитывать прежде всего затраты на уровне непосредственных исполнителей, дающих конкретный продукт. 2. Как распределить часы работы служащего, выполняющего несколько обязанностей, по каждому виду деятельности? Если, например, штатные работники должны собирать мусор, подметать улицы, вывозить отходы и обеспечивать эти услуги как для жителей района, так и для коммерческих клиентов, то чтобы подсчитать время, затраченное на каждый вид работ, и определить производительность, нужен особый учет времени или другие методы. Поскольку все эти виды деятельности дают разные результаты и существенно отличаются по затратам труда на единицу «продукции», надо отдельно оценивать производительность по каждому из них. 3. Если подсчитывать результат, приходящийся на доллар затрат, надо учитывать денежную стоимость комплектующих, материалов, оборудования, зданий и сооружений, приходящихся на каждый вид деятельности. Легче всего справиться с этим, подсчитывая только прямые затраты, скажем, на материалы и комплектующие, не пытаясь учесть косвенные затраты и издержки на вспомогательные операции. Основная проблема здесь — учет стоимости капитального оборудования, зданий и сооружений. Если включать ее в общие затраты за тот год, когда были сделаны капиталовложения, получится искаженная оценка производительности. При необходимости учесть эти расходы в оценке производительности их надо распределить по годам всего срока полезной службы соответствующих основных фондов. Можно разработать амортизационный график первоначальной стоимости или стоимости приобретения, распределив доли капитальных затрат по годам для каждого отдельного вида деятельности, в рамках которого используется данное оборудование. Можно справедливо заметить, что важное значение имеет рыночная стоимость инвестиций, и ее необходимо учитывать в расчетах. Однако государственные агентства почти никогда не делали этого, исключая из оценки производительности капитальные затраты. Но если государственная организация арендует здания или оборудование, эти затраты гораздо легче распределить по видам деятельности. Даже когда оборудование используется для многих целей
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Оценка затрат» з дисципліни «Ефективність державного управління»