В состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: 1. Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: – обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала; – самостоятельно принимает решения; – является собственником какого-либо ресурса (фактора производства); – стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. 2. Фирма – экономическая единица, которая: – использует ресурсы для изготовления продукции с целью ее продажи; – стремится к максимальной прибыли; – самостоятельно принимает решения. Государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Процесс взаимодействия между ними можно рассмотреть с помощью модели экономического кругооборота ( рис.16.1). Экономический кругооборот – движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным движением денежных доходов и расходов. Условия анализа модели кругооборота: не рассматривается поведение финансово-кредитного учреждения; 2) домашние хозяйства все доходы используют на потребление, фирма не совершает накопления; абстрагировались от влияния мирового рынка.
Рис.16.1. Модель экономического кругооборота
Фирмы предъявляют спрос на ресурсы и несут расходы в форме издержек. Предложение фирмой товаров и услуг принимает денежную форму дохода при условии продажи. Государство предоставляет в пользование общественные товары (товары, пользование которыми возможно всеми, независимо от того, платят за них или нет), а также денежные выплаты (пенсии, пособия, дотации и т.д.) Необходимые ресурсы, товары и услуги государство закупает у домохозяйств и фирм на рынках ресурсов, товаров и услуг. Домохозяйства предъявляют спрос на товары и услуги, осуществляя расходы. Источником осуществляемых расходов являются доходы (заработная плата, проценты, прибыль, рента), полученные от продажи ресурсов (труда, капитала, предпринимательской способности, земли). Модель кругооборота показывает: 1. Спрос и предложение взаимодействуют – спрос формирует предложение, а предложение развивает спрос. Реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов 3. Координация действий основных экономических субъектов осуществляется с помощью рынков через механизм равновесных цен. 4. Между этими рынками существует тесное взаимодействие: изменение на одном приводит к изменениям на другом. 5. Домохозяйство и фирмы реализуют свои интересы, государство создает необходимые для этого условия, каждый из субъектов зависим друг от друга. Наряду с рассмотренными рынками товаров и услуг и ресурсов существуют и другие виды рынков, которые также связаны друг с другом. Всю совокупность многочисленных рынков можно классифицировать по ряду признаков: 1. В зависимости от соотношения спроса и предложения: Рынок продавца – вид рынка, где спрос на товар больше, чем его предложение. Черты рынка продавца: наличие дефицита; недостаточное качество товара; высокие цены. Рынок покупателя – тип рынка, где предложение превышает спрос. Основные черты: отсутствие дефицита; улучшение качества продукции; тенденция к снижению цен. 2. По экономическому назначению объектов рынка: рынок товаров и услуг – рынок, на котором домашние хозяйства осуществляют покупку товаров и услуг для личного потребления; рынок ресурсов – купля-продажа первичных (труд, земля, капитал, предпринимательская способность) и промежуточных (полуфабрикаты) ресурсов; финансовый рынок – купля-продажа финансовых средств (денег, валюты, ценных бумаг, ссудных капиталов); информационный рынок – купля-продажа информационного продукта (деловой, коммерческой, научной и другой информации). В России он находится в процессе формирования; • рынок интеллектуального продукта – купля-продажа услуг культуры, здравоохранения, образования, инноваций, а так же любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности. 3. По географическому принципу: местный рынок – сфера обмена охватывает территорию области, края, города; региональный рынок – территориальный рынок с ярко выраженными региональными особенностями; национальный рынок – совокупность рынков, действующих в пределах какой-либо страны; мировой рынок – отношения купли-продажи между представителями различных стран, характеризующиеся крупномасштабностью и регулярностью сделок, ведением расчетов в свободно-конвертируемой валюте. 4. По степени ограничения конкуренции: рынок совершенной конкуренции; рынок монополистической; чистая монополия, частный случай – монопсония, т.е. монополия покупателя; олигополия. По отраслям делят на автомобильный, компьютерный, пищевой, фондовый и т.д. По характеру продаж: оптовый рынок – продажа экономических ресурсов, товаров и услуг крупными партиями между фирмами; розничный – продажа товаров и услуг для конечного личного потребления. 7. С точки зрения рыночного законодательства: легальные рынки; нелегальные (теневые, черные, серые).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рыночная организация экономики» з дисципліни «Основи економіки і теорії ринку»