Совокупность всех формальных и неформальных норм и традиций, сложившихся к моменту возникновения постиндустриальной стадии разделения труда, определяет пределы возможного уровня и точности спецификации права собственности и особенности его реализации в правовом статусе частных (индивидуальная частная собственность) и государственных предприятий (общая частная собственность). При этом индивидуальная частная и государственная формы реализации права собственности в окружении других норм и институтов также становятся внешними условиями эффективности объектов хозяйствования. Очень важным условием эффективности в рамках данной методологии является отсутствие каких-либо ограничений по сделкам купли-продажи объектов собственности, благодаря которым реализуется право распоряжения и право на ответственность по долгам. Так, в случае с имуществом бюджетных государственных предприятий сделки с его куплей-продажей усложнены тем, что находятся в компетенции государства, а не предприятия. При этом доходы управленцев, как правило, не имеют четкой увязки с результатами деятельности предприятия. В итоге налицо — размытость и распыление основных правомочий, обеспечивающих микроэкономическую эффективность. Поэтому теоретически эффективность большей части государственных предприятий должна быть ниже, по сравнению с аналогичными фирмами в частном секторе. Однако если использовать методологию теории права собственности в анализе эффективности реально функционирующих предприятий, мы столкнемся со всем разнообразием современных организационно-правовых форм индивидуального частного и государственного предпринимательства в отдельно взятых странах. Здесь каждой правовой форме предприятия будет соответствовать своя система норм и традиций, распределяющих пучок правомочий между субъектами собственности, управленцами и хозяйственниками разных уровней производства. Следствием такого разнообразия правовых особенностей создания и развития различных форм бизнеса, функционирующих в специфическом правовом поле своего государства, со всеми его национальными нормами и традициями, имеющими разную степень точности и эффективности, является не менее разнообразный уровень результативности отдельно взятых предприятий, что в итоге формирует общий уровень общественной эффективности данного государства. Таким образом, можно предположить, что, изменяя законодательную и неформальную систему распределения, закрепления и распыления правомочий в пучке права собственности, развивая старые и новые организационно-правовые формы предпринимательства, общество может повышать, тем самым, точность спецификации права собственности и воздействовать на эффективность хозяйственных объектов, функционирующих как в частном, так и в государственном секторе экономики, независимо от их долевого соотношения. Различием в уровнях эффективности можно объяснить и фактическое разнообразие количественных пропорций в соотношении между частным и государственным секторами в странах, находящихся на этапе постиндустриального общества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Трансформация отношений собственности» з дисципліни «Основи теоретичної економіки»