ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічна теорія » Основи теоретичної економіки

Личное потребление в условиях рынка
Перейдем к рассмотрению четвертой фазы в движении капиталистического (рыночного) продукта — к фазе потребления.
Процесс производства завершается в потреблении произведенных продуктов. Вспомним, каково же общее отношение между производством и потреблением? Во-первых, производство и потребление — взаимоисключающие противоположности: в производстве продукт создается, в потреблении он уничтожается. Во-вторых, это такие противоположности, которые предполагают друг друга. Потребление предполагает производство, поставляющее для него продукты. С другой стороны, цель производства — потребление. В-третьих, каждая из сторон уже в самой себе содержит свою противоположность. Так, процесс производства является в то же время и процессом потребления. В производстве потребляются необходимые факторы — это так называемое производительное потребление, входящее в само содержание процесса производства. Ему противостоит личное потребление, в более широком смысле, непроизводительное потребление. Это и есть собственно потребление, отличное от производства. Но личное потребление в то же время является и своей противоположностью, то есть производством: потребление жизненных благ — существенный момент производства и воспроизводства самой человеческой жизни, а значит, и способностей людей к труду, их рабочей силы. Это потребительное производство. В-четвертых, производство и потребление взаимно обусловливают и создают друг друга. Производство не только дает потреблению продукт, но и порождает и развивает потребности людей.
Следует отметить, что в данном разделе анализируется личное потребление, поскольку производительное потребление было рассмотрено в фазе производства.
Отметим особенные, специфические характеристики потребления в капиталистическом (рыночном) хозяйстве. Во-первых, потребление более индивидуализировано в отличие от хозяйства планового типа. Во-вторых, потребление более дифференцированно вследствие большей дифференциации доходов экономических субъектов. В-третьих, потребление осуществляется в соответствии с полученным доходом, отсюда минимизировано иждивенчество. В-четвертых, в капиталистическом хозяйстве наблюдается склонность к элитарному потреблению, как факту выражения принадлежности к определенному социальному слою.
Проблемы потребительского поведения и формирование величины потребления рассматривали как марксистская школа, так и маржиналистская (кейнсианская и неоклассическая).
К. Маркс утверждал, что потребление индивидов носит гибкий характер, оно рождается в производстве и приспосабливается к существующим условиям, характерным для капиталистического хозяйства. Производство — первично, потребление — вторично. Следует отметить, что в целом в марксовой теории потреблению уделялось мало внимания, в отличие от сферы капиталистического производства.
Согласно кейнсианской концепции потребление — это часть дохода, предназначенная для приобретения потребительских товаров. Оно является функцией дохода: С = С(У). Если доход низок, то он будет потреблен целиком. А сбережения окажутся равны нулю. Потребление увеличивается с ростом дохода, хотя и не в той же самой пропорции, что и доход (это так называемый «основной психологический закон» Дж. Кейнса). При этом часть дохода будет сберегаться.
Однако потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой предельной склонности к потреблению (MPС), которая выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало. В формальном виде предельная склонность к потреблению определяется по формуле: , где С — изменение в потреблении, У — изменение в доходе. Аналогично рассчитывается и предельная склонность к сбережению, поскольку доход распадается на потребление и сбережение: .
MPC + MPS = 1.
Неоклассическая теория утверждает, что величина потребления и сбережения зависят не от дохода, а от нормы процента. Исходя из условия совершенной конкуренции, неоклассики утверждали, что экономический субъект самостоятельно принимает решение о формировании величины своего дохода, решая вопрос о соотношении времени работы и времени досуга. А полученный доход распределяется на потребление и сбережение в зависимости от ставки процента.
В двухсекторной модели процесс потребления обретает дополнительные черты. Эпоха разделения труда сопровождается распадением однородного сообщества людей на противоположные классы. В условиях капитализма основные классы — это капиталисты и рабочие. Класс капиталистов в свою очередь удвоен на капиталистов пионерного и базового секторов. Класс рабочих удвоен точно так же. Получается четыре основных группы потребителей. Эти четыре группы потребителей потребляют две основные группы предметов потребления — базовые и пионерные. Как же эти две группы предметов потребления распределяются по четырем группам потребителей?
Капиталисты пионерного сектора в тенденции люди богатые и прогрессивные (лидеры как лидеры). Поэтому в структуре их потребления удельный вес пионерных продуктов наибольший. Они первые пользуются плодами научно-технического прогресса. В этом смысле они полезны обществу не только как производители пионерной продукции, но и как потребители. Будучи богатыми людьми, склонными к прогрессу, они готовы платить большую цену за новинки потребительского рынка. При этом богатство и стремление к развитию компенсируют для них тот факт, что объективная стоимость потребления пионерных продуктов низкая и не окупает денег, заплаченных за товар.
Самые бедные и отсталые потребители в структуре капиталистического общества — рабочие базового сектора (аутсайдеры как аутсайдеры). Соответственно, в их потребительской корзине преобладают базовые продукты, а пионерные либо отсутствуют, либо их удельный вес незначителен.
Промежуточное положение занимают такие группы потребителей как капиталисты базового сектора и рабочие пионерного. Здесь возможны различные комбинации продуктов.
Исследуя фазу потребления, уместно продолжить наши беседы об эксплуатации. Эксплуатация в сфере производства, как выяснилось, состоит в том, что капиталист заставляет рабочего работать больше, чем ему хочется, хоть и возмещает ему все затраты труда. Кроме того, капиталист забирает весь прибавочный продукт, как собственник капитала. Но возникает вопрос, эксплуатация это хорошо или плохо? Ответить на него с точки зрения производства невозможно. Попытаемся посмотреть на дело с точки зрения личного потребления.
Предположим, что капиталист выполняет функцию предпринимателя и тратит силы на организацию производства и риск. Если это так, то он к затратам труда рабочих добавляет свои затраты труда и они подлежат компенсации в виде заработной платы. Потом капиталист–предприниматель приобретает на свою заработную плату определенную комбинацию базовых и пионерных продуктов потребления и восстанавливает (производит) свою способность к дальнейшей предпринимательской деятельности. Всю прибавочную стоимость он при этом инвестирует на развитие либо базового, либо пионерного сектора. В этом случае все отлично. Добродетельный капиталист заставил бездельников рабочих работать. В результате они произвели прибавочный продукт. Себе капиталист взял только причитающуюся ему зарплату, а прибавочный продукт купил на развитие производства.
Однако рассмотрим другую ситуацию. Капиталист выполняет предпринимательскую функцию и берет себе заработную плату. Но кроме этой заработной платы он тратит на себя часть прибавочного продукта. То есть, в фазе потребления он потребляет базовых и пионерных продуктов больше, чем нужно для его производства как предпринимателя. Именно с этого момента эксплуатация начинает приобретать паразитический характер. Капиталист потребляет уже больше, чем производит. Этот паразитизм смягчается, если в структуре роскошного потребления капиталистов преобладают пионерные продукты. Создавая на них спрос, они стимулируют их рыночное производство. Но паразитизм приобретает законченную форму, если потребление правящего класса состоит из роскошных базовых продуктов. Например, потребление мобильных телефонов, усыпанных бриллиантами, десертов из шоколада покрытого золотой пудрой, психоаналитиков для собачек и т. д. Когда подобное паразитическое потребление становится заметным, трудящиеся начинают протестовать против эксплуатации, так как она не имеет никакого оправдания. Дорогая и малополезная элита рискует лишиться своего статуса.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Личное потребление в условиях рынка» з дисципліни «Основи теоретичної економіки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СТРУКТУРА ГРОШОВОГО РИНКУ
Модемні протоколи
Формування і використання резерву для відшко-дування можливих втр...
РОЗВИТОК ПРИНЦИПІВ СИСТЕМНОГО, КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛІННЯ ЯКІСТЮ
МАРКЕТИНГОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ІННОВАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ФІРМИ


Категорія: Основи теоретичної економіки | Додав: koljan (30.10.2012)
Переглядів: 718 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП