До последнего времени дискуссия касалась распределения средств внутри школьно- го округа между учащимися с различным происхождением и способностями. В 356 Глава 15. ОБРАЗОВАНИЕ течение последних двух десятилетий велись споры в связи с другим аспектом распределения ресурсов на образование. Расходы на одного ученика в одних общинах гораздо выше, чем в других. Разные общины имеют разные возможности для финансирования образования. Кроме того, они выражают разные "вкусы". Общины с одинаковыми средствами могут тратить различные суммы на образование. Эти различия по крайней мере частично могут быть объяснены использованием различных моделей голосования, которые мы обсуждали в гл. 6. Можно представить себе общину, где большинство населения преклонного возраста, мало заинтересо- ванного в образовании, и общину со сходными ресурсами в расчете на одного учащегося, в которой большинство избирателей имеет детей школьного возраста. В 1971 г. Верховный суд Калифорнии постановил в деле Серрано против Прайеста, что существующая практика финансирования государственных школ в
Рис. 15.2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЫБОРЫ МЕЖДУ СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ И ЭФФЕКТИВ- НОСТЬЮ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ .(А) Могут существовать серьезные альтернативы указанного вида распределения расходов на образование. (В) При определенных условиях боль- шие расходы в пользу менее благополучных одновременно увеличивают эффективность (рост национального выпуска) и уменьшают неравенство. ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ 357 штате неконституционна. Калифорнийский суд провозгласил, что "право на образо- вание в государственной школе — основополагающий момент, который не может зависеть от благосостояния". Финансирование образования за счет местных налогов на собственность создавало именно такой прецедент. Постановление требовало, чтобы Калифорния разработала альтернативный метод финансирования образова- ния. Соответственно и в некоторых других штатах были приняты аналогичные решения. Они трактовали положения конституций штатов как накладывающие определенные обязательства на эти штаты обеспечить получение всеми детьми одинакового образования. С другой стороны, в 1972 г. Верховный суд США в деле независимого школьного округа Сант-Антонио против Родрипоса постановил, что финансирова- ние в Техасе не нарушило статью о равной защите Конституции США (14-ю поправку), хотя это и вылилось в большие различия в затратах. Эти решения сосредоточили внимание на нескольких важных проблемах. Долж- ны ли расходы быть равными во всех общинах штата? Или необходимо только требовать, чтобы в каждой общине был обеспечен минимальный уровень образова- ния? Если предписывать равенство, то это, по всей вероятности, не будет стимули- ровать общины тратить больше на своих детей. Некоторые штаты определили верхнюю границу расходов: равенство достигается не только за счет поддержания минимального уровня, но и за счет снижения максимального. Если только минимальный стандарт является обязательным, то как его определять? Очевидно, что, если этот стандарт устанавливается на достаточно низком уровне, он не будет иметь никакого эффекта. Если настаивать на равенстве, какие уточнения нужно внести в разницу в затратах на образование в различных общинах или как изменить структуру учебных заведений? Достаточно ли равенства затрат? Некото- рые общины могли бы использовать средства для развития спортивных комплексов, другие — для создания лучших программ по формированию базовых навыков. Третьи могли бы ассигновывать больше средств на специальные образовательные программы. Результатом является различие в подходах к одинаковым людям, которые оказываются жителями разных общин. Но обеспечение равенства потребо- вало бы ликвидации контроля со стороны общин и установления централизованной системы образования в каждом штате. Проблема состоит не только в главном выборе между равенством и эффективно- стью. Некоторые полагают, что каждый родитель должен иметь право принимать решения, касающиеся образования его ребенка. При местном контроле за образова- нием родители по крайней мере чувствуют, что они могут иметь некоторое влияние на результаты. Следовательно, местная автономия школ стала для многих почти самим собой разумеющимся правом. Некоторые люди, вероятно, все еще поддержа- ли бы контроль со стороны местных властей, даже если бы возможно было показать, что централизованный контроль оказывается и более эффективным, и больше учитывающим равенство. Для других проблемой оказывается выбор между правами родителей (принять решение об образовании детей) и правами детей (равенство возможностей независимо от того, кто их родители).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РЕФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» з дисципліни «Економіка державного сектору»