НАТУРАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННЫЕ И СТОИМОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВА
Результатом производственной (в самом широком смысле этого слова) деятельности коммерческой фирмы является ее продукция, которая может быть измерена в денежном выражении как в целом, так и по ее отдельным элементам либо в натурально-вещественной форме по той части продукции, которая является продуктами, и в денежной форме в той ее части, которую принято именовать услугами и которую трудно или вообще невозможно выразить в натуральных измерителях. Услуга - такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, не добавляет к его первоначальной стоимости (цене как денежному выражению стоимости) определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен ее оплачивать. Примером услуг являются перевозка товара; расфасовка товара в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потребительских свойств (полировка, хромирование и т.п.); рекламирование товара; организация его продаж с взиманием торговой наценки и т.д. Продукт - изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (изделия) - это объекты, имеющие вещную форму и способные удовлетворять те или иные потребности. 83 Следует отметить, что общество как совокупный потребитель заинтересовано в удовлетворении своих нужд именно потребительскими ценностями в их натурально-вещественной форме (необходим хлеб, а не его рублевый эквивалент, обритая борода, а не стоимость этой услуги). Именно в этом коренная причина свободной конкуренции. Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются фирмами по моментам их производства прежде всего в натуральных (физических) единицах измерения (шт., т, м3 и т.д.). В целях упрощения учета и технико-экономических расчетов фирма может использовать кроме натуральных и условно-натуральные единицы измерения, если производится несколько разновидностей продукта, обладающего общностью основных потребительских свойств. Так, производство химических удобрений одного типа (калийных, фосфорных, азотсодержащих) может учитываться не только по физическому весу (это необходимо, например, для определения потребности в средствах перевозки), но и по содержанию основного питательного вещества в пересчете на его стандартное содержание или на 100%-ное содержание активно действующего начала. В некоторых случаях (особенно если разновидности сходной продукции производятся на одном и том же производственном оборудовании) применяют условные единицы учета продукции, пересчитывая физический объем производства каждой разновидности в условные единицы, которыми служат более или менее произвольно выбранные конкретные разновидности такой продукции (коэффициенты пересчета в этом случае могут устанавливаться по весу, затратам рабочего времени или времени работы агрегата на производство единицы продукта, по потреблению электроэнергии и т.д.). Основой учета продукции в денежном выражении, позволяющем получать сводные данные на любом уровне обобщения (от различных видов продукции, производимых одной фирмой, до народного хозяйства в целом), являются денежные измерители. В зависимости от полноты учета общественно необходимых затрат денежные измерители могут быть представлены по конкретным видам продукции себестоимостью ее единицы или ценой. В рыночной экономике себестоимость, или цена, по которой продукция отпускается промежуточному или конечному потребителю, носит индивидуальный характер и у разных производителей продукции может быть различной. Однако условия свободной рыночной конкуренции объективно приводят 84 к выравниванию, стандартизации цен, что делает их гораздо более объективным инструментом оценки объема продукции, чем себестоимость ее единицы, которая остается всегда индивидуальной вследствие различий географического положения, технического уровня предприятия и других не зависящих от производителя факторов. В практике учета и технико-экономических расчетах в рамках фирм используют следующие виды цен. 1. Фактически действовавшие в данном периоде цены, которые, в свою очередь, могут быть договорными (свободными), на основе прямого соглашения продавца и потребителя без каких-либо ограничений; лимитируемыми, если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела (такая мера применяется государством по отношению к монополистам, занимающим на рынках товара данного вида доминирующее положение); фиксированными в тех случаях, когда государство или иной уполномоченный орган, контролирующий ценообразование, устанавливает жестко фиксированный уровень цены на тот или иной вид продукции (товара, услуги). Поскольку в процессе товаропродвижения продукция проходит ряд звеньев, каждое из которых является коммерческой структурой, обладающей статусом хозяйственной самостоятельности, необходимо различать оптовые цены производителя (оптовые цены предприятия); цены оптовой торговли, в которые включаются кроме цены производителя транспортные расходы и наценки в пользу снабженческо-сбытовой организации, осуществляющей оптовую продажу товаров; розничные цены, по которым организации розничной торговли и продавцы на свободном рынке реализуют товары конечному потребителю (населению). Традиционно сложившиеся и иногда закрепленные в нормативных документах особенности учета транспортных и других издержек в составе цены различают цены по видам франке (по месту сдачи товара отправителем и перехода ответственности за него другой организации – покупателю или транспортной структуре). Наиболее распространены следующие виды франке: франко-вагон (борт судна) станции (пристани) отправления; франко-вагон (борт) станции (порта) назначения груза; иногда применяют и цены франко-склад получателя или франко-склад отправителя груза (при так называемом "самовывозе"). 85 Сложившаяся практика налогообложения и взимания в пользу государственного бюджета некоторых других платежей требует выделения в платежных документах, кроме цен производителя (продавца), налога на добавленную стоимость, акциза и других платежей, имеющих характер косвенных налогов. 2.При составлении технико-экономических расчетов, бизнес-планов и других документов прогнозного характера фирмы вынуждены использовать цены, сложившиеся в момент разработки соответствующих документов, а затем, если это требуется, корректировать результаты расчетов на предполагаемый уровень инфляции и других ценообразующих факторов. Такие цены с полным правом можно называть ценами, принятыми при составлении плановых расчетов. 3. Нередко в практике управления деятельностью фирмы возникает необходимость оценить динамику объемов производства продукции в целях учета изменений ее физического объема, т.е. с исключением влияния изменения цен в двух сравниваемых периодах. В настоящее время такая задача может быть решена только при помощи цен, которые называют сопоставимыми и в которые переоценивают продукцию, произведенную либо в базисном, либо в отчетном периоде. В связи со значительными изменениями уровней цен такие расчеты на основе прямых переоценок на практике производят только за короткие (не более месяца или квартала) периоды времени путем определения средних уровней цен на конкретные виды продукции, действовавших в базисном периоде (такие расчеты можно производить заблаговременно), и оценки в этих ценах тех видов продукции, которые произведены в отчетном периоде. Получаемый в результате расчетов индекс цен (дефлятор) распространяется затем на всю стоимость фактически произведенной в отчетном периоде продукции, оцененной в действовавших ценах (см. пример расчета в табл. 3.4). За периоды времени больше месяца (квартала) расчет данных динамики физического объема производства определяется цепным методом, т.е. путем перемножения помесячных индексов. Из данных, приведенных в табл. 3.4, видно, что рассчитанный по сопоставимому кругу продукции индекс отпускных цен мая по сравнению с апрелем составляет: 4 120 000 3 374 000 · 100 = 122,1%, 86 Таблица 3.4 Переоценка фактически произведенной продукции Вид продукции и единица измерения Апрель Май Индекс цен, % (гр.2 : гр. 5) цена продажи, руб. продано товара, ед. сумма выручки, руб. цена продажи, руб. продано товара, ед. сумма выручки, руб. выручка в средних ценах апреля, руб. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Товар "А", шт. партия 1 400 500 200 000 партия 2 600 300 180 000 партия 3 700 200 140 000 Итого 520 1000 520 000 800 950 760 000 494 000 153,8 Товар "Б", т партия 1 1000 200 200 000 партия 2 800 300 240 000 Итого 880 500 440 000 960 1000 960 000 880 000 109,1 Товар "В", м 2500 1000 2 500 000 3 000 800 2 400 000 2 000 000 120,0 Товар "Г", м3 - - - 1 200 3000 3 000 000 - × Всего × × 3 460 000 × × 7 720 000 × × В том числе по сопоставимой продукции × × 3 460 000 × × 4 120 000 3 374 000 122,1 87 т.е. прирост цен в среднем равен 22,1%. Используем теперь этот индекс как дефлятор для определения "физического" объема всей продукции мая в сопоставимых ("апрельских") ценах: 7 720 000 1,221 = 6 322 68 руб. Отсюда общий индекс физического объема продукции в мае по сравнению с апрелем составит: 6 322 686 3 460 000 · 100 = 182,7%. но в то же время по сравнимой ее части имеет место снижение объема производства ( 3 374 000 3 460 000 = 0,975) на 2,5%, т.е. весь рост объема производства обеспечен выпуском нового вида продукции (товар Г). Из примера видно, что расчеты такого рода могут быть весьма условными и более правильно было бы исходить из данных о динамике цен и объемов только по сравнимому кругу продукции, так как по этим данным строго соблюдается связь индексов цен и физического объема с общим индексом выручки от реализации сравнимой продукции. Это видно из следующего расчета: Индекс цен · Индекс объема = Индекс выручки; 4 120 000
3 374 000
· 3 374 000
3 460 000
= 4 120 000
3 460 000
или · = 1,2211 · 0,9751 = 1,1907. Далее, если уже известно, что индекс объема всей продукции фирмы в сопоставимых ценах в апреле по сравнению с мартом составил, допустим, 1, 250 (рост на 35%), то согласно цепному методу индекс роста объема всей продукции фирмы за май по сравнению с мартом составит: 1,872 · 1,350 = 2,466, или 246,6%. 88 Совершенно аналогично в случае необходимости можно исчислить индексы цен за любой период цепным методом, перемножая соответствующие индексы. Как уже отмечалось, результатом процесса производства в его натурально-вещественной и стоимостной формах является продукция. Для фирм, занятых деятельностью в области промышленности, строительства и сельского хозяйства, в особенности если такие фирмы являются достаточно крупными по размерам и включают в себя наделенные определенной хозяйственной самостоятельностью подразделения, существенное значение приобретает проблема учета результатов деятельности каждого отдельного подразделения, причем такой учет должен обеспечивать взаимную увязку с данными по фирме в целом. Значение проблемы возрастает и в связи с тем, что, помимо учета результатов и издержек производства в каждом из производственных подразделений, возникает необходимость достаточно точного определения реальных результатов, полученных в результате трудового вклада работников именно этого подразделения и именно в данном периоде времени, поскольку от размеров этого вклада должны непосредственно зависеть размеры вознаграждения за вложенный наемными работниками в производство труд. В целях решения задачи определения фактических размеров объема производства в каждом из подразделений производственной фирмы, например промышленной, приходится различать результаты производства по степени их готовности (завершенности) в рамках всего комплекса технологических процессов, выполняемых в пределах данной фирмы. С этой точки зрения в практике внутрифирменного планирования и учета принято различать: незавершенное производство - предметы труда, переданные в производственное подразделение для обработки и находящиеся до стадии ее завершения в этом подразделении; полуфабрикаты - продукты, полностью законченные обработкой в пределах данного производственного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других подразделениях в соответствии с принятой последовательностью технологических процессов в рамках данной фирмы; готовые изделия - продукты, полностью законченные обработкой в пределах данной фирмы, признанные годными для использования и соответствующими действующим на фирме стандартам качества и сданные на склад готовой продукции с оформлением соответствующих документов (накладных и др.). 89 Для правильного определения затрат, относящихся непосредственно к готовой продукции фирмы, ее бухгалтерия должна вести систематический учет произведенных полуфабрикатов, их количества, передаваемого из подразделения-изготовителя другим подразделениям, а также учитывать размеры затрат, остающихся у каждого подразделения в незавершенном производстве на начало и конец каждого отчетного периода. Наиболее полно объем производственной работы каждого отдельного подразделения фирмы может быть учтен путем суммирования стоимости всех произведенных этим подразделением в данном периоде готовых изделий, законченных обработкой в подразделении полуфабрикатов, и стоимости изменения (прироста или уменьшения) остатков незавершенного производства. Оценка этих элементов обычно производится на основе внутрифирменных ценников или исходя из действующих отпускных цен на готовые изделия и полуфабрикаты и пересчета остатков незавершенного производства, определенных бухгалтерией по себестоимости, в отпускные цены при помощи коэффициентов, отражающих соотношение отпускных цен и издержек (себестоимости) готовой продукции. Выраженная в денежной оценке масса произведенных данным подразделением (цехом, участком, фермой) готовых изделий и законченных услуг, а также произведенных полуфабрикатов называется валовым выпуском подразделения. Добавляя к величине валового выпуска стоимость изменения остатков незавершенного производства (увеличение остатков прибавляется, а уменьшение вычитается из валового выпуска), определяют часть валового оборота, произведенную в данном подразделении и подлежащую включению в состав валового оборота фирмы в целом. Из сказанного следует, что валовой оборот фирмы является суммой соответствующих данных по отдельным подразделениям и включает в свой состав все произведенные готовые изделия и полуфабрикаты независимо от того, предназначены ли они для отпуска на сторону, для переработки или другого использования на самой фирме, а также изменение остатков незавершенного производства во всех подразделениях. В общем объеме произведенных в одном подразделении полуфабрикатов значительная его часть может быть в одном и том же периоде переработана в других подразделениях фирмы. Такая 90 же картина может наблюдаться и в отношении услуг, произведенных одним подразделением для другого подразделения. Общая стоимость потребленных в данном периоде в пределах фирмы полуфабрикатов и услуг называется внутрипроизводственным оборотом. Если из стоимости валового оборота фирмы исключить стоимость внутрипроизводственного оборота, то полученный результат будет характеризовать объем валовой продукции фирмы. Валовая продукция фирмы - стоимость общего результата ее производственной деятельности за определенный период времени, в который входят все произведенные готовые изделия (предполагается, что они не потребляются на производственные нужды в пределах фирмы, их изготовившей), та часть произведенных полуфабрикатов, которая по тем или иным причинам была отпущена сторонним потребителям в данном периоде, и та их часть, которая пошла на пополнение запасов полуфабрикатов на соответствующих межцеховых складах (если в данном периоде со складов взято больше полуфабрикатов, чем туда поступило, то происходит уменьшение остатков, что и будет учтено при определении общего объема валовой продукции) за этот период. Кроме того, в стоимость валовой продукции включают все законченные и сданные сторонним заказчикам услуги производственного характера (ремонт объектов и обработка материалов, принадлежащих заказчику ("давальческое сырье" и др.)). Как видно из сказанного, в состав валовой продукции входят элементы, технологические процессы обработки которых в пределах фирмы не завершены (изменение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки). Исключив из стоимости валовой продукции стоимость этих элементов, получают товарную продукцию - конечный результат деятельности фирмы за данный период, фактически отпущенную потребителям или полностью готовую для этой цели (прирост запасов готовых изделий на складах готовой продукции фирмы). Товарная продукция играет особую роль в учете результатов фирмы, так как бухгалтерия калькулирует себестоимость входящих в ее состав отдельных видов продукции, что необходимо для проектирования отпускных цен и контроля за их уровнем. Разность между стоимостью товарной продукции и ее себестоимостью позволяет определить потенциальную прибыль фирмы (величину прибыли, которую фирма могла бы 91 получить, реализовав вею произведенную продукцию в рамках одного и того же временного периода). В реальной действительности фирма может получить прибыль только после того, как принадлежащая ей продукция будет отгружена потребителям и оплачена ими. В этой связи в бухгалтерском учете выделяют отгруженную и сданную заказчикам на месте продукцию (разность показателей произведенной и отгруженной товарной продукции отражает изменение остатков готовых изделий на складах фирмы) и продукцию реализованную, причем моментом реализации считается поступление денежных средств на расчетный счет поставщика при условии, что оплачиваемая продукция действительно была отгружена потребителю. Действующий в России порядок бухгалтерского учета разрешает коммерческим фирмам выбирать один из двух вариантов учетной политики: либо определять прибыль по разности стоимости и себестоимости отгруженной продукции (т.е. даже и до момента ее фактической оплаты заказчиком), либо определять прибыль только после оплаты заказчиком фактически отгруженной продукции. Менять учетную политику в течение одного года фирма не имеет права. Выбор же того или иного варианта учетной политики связан с порядком осуществления расчетов с покупателями, порядком платежей налогов на прибыль и стремлением фирмы получить возможность ускоренного использования финансовых ресурсов в части отраженной в балансе суммы прибыли. В связи со сложностью понимания взаимосвязей показателей валового оборота, валовой и товарной выручки приведем пример их расчета по условным данным машиностроительного завода, имеющего в своем составе несколько относительно самостоятельных подразделений (цехов) за отчетный квартал (табл. 3.5, млн руб.). Непосредственно по данным табл. 3.5 видно, что валовой выпуск цехов составляет всего 800,0 млн руб., а валовой оборот фирмы с учетом увеличения остатков незавершенного производства - 802,0 млн руб., причем видна и роль каждого цеха в образовании общего его итога. Внутренний оборот фирмы (сумма стоимости полуфабрикатов (поковок и штамповок, деталей), услуг и изделий ремонтно-инструментального цеха, переданных другим цехам) равен 368,0 млн руб. Следовательно, валовая продукция фирмы составляет за отчетный квартал: 92 Таблица 3.5 Данные машиностроительного завода Цех Измене- ние остатков незавер- шенного произ- водства Валовой выпуск цехом изделий и услуг Валовой оборот (гр. 1 + гр. 2) Передано полуфабрикатов и оказано услуг другим цехам (внутризаводской оборот) Отпущено и подготов- лено к отпуску на сторону
кузнечно- прессовый механи- ческий сбороч- ный итого (гр. 4 + гр. 5 + гр. 6) А 1 2 3 4 5 6 7 8 Кузнечно-прессовый - 100,0 100,0 - 80,0 15,0 95,0 2,0 Механический +2,5 200,0 202,5 3,0 - 180,0 183,0 15,0 Сборочный -0,5 400,0 399,5 - - - - 410,0 Ремонтно- инструментальный – 100,0 100,0 60,0 25,0 5,0 90,0 10,0 Итого +2,0 800,0 802,0 63,0 105,0 200,0 368,0 436,0 93 802,0 - 368,0 = 434,0 млн руб1 . Товарная продукция фирмы, включающая фактически отпущенные на сторону полуфабрикаты (поковка, штамповка деталей), законченную сборкой продукцию сборочного цеха и отпущенную на сторону продукцию ремонтно-инструментального цеха (услуги), приведена в последней графе табл. 3.5 и составляет 436,0 млн руб. Это больше, чем валовая продукция, а поскольку изменение остатков незавершенного производства составляло +2,0 млн руб., приходится сделать вывод, что за отчетный квартал остатки полуфабрикатов на складах фирмы уменьшились на 4,0 млн руб. Этот вывод можно проверить и по данным табл. 3.5. На самом деле валовой выпуск поковок и штамповок кузнечно-прессовым цехом превышает их расход на 3 млн руб. (100 -95 - 2); валовой выпуск деталей механическим цехом превышает общий их расход также на 3 млн руб. (200 - 183 - 15); сборочный цех произвел готовых станков на 400 млн руб., а отгрузил потребителям и подготовил для этого больше на 10 млн руб. (400 - 410); объем произведенных и потребленных услуг ремонтно-инструментального цеха совпадает. Таким образом, уменьшение остатков полуфабрикатов и готовых изделий составляет: (+3) + (+3) + (-10) = -4 млн руб. Объем валовой продукции фирмы можно определить и иначе, так как если известно, что товарная продукция фирмы за квартал равна 436 млн руб., уменьшение запасов полуфабрикатов -4,0 млн руб. и прирост остатков незавершенного производства + 2,0 млн руб., то валовая продукция будет равна: 436 - 4 + 2 = 434 млн руб.* Расчеты, сделанные по данным, приведенным в табл. 3.5, выполнены балансовым методом, т.е. на основе аддитивных моделей взаимосвязи показателей валового оборота, валового выпуска, валовой и товарной продукции. Однако в ряде случаев оказывается целесообразным использовать коэффициентный метод (мультипликативную модель), исходя из сводных данных по фирме и введя в рассмотрение несколько коэффициентов, 94 характеризующих соотношение валового оборота и валовой продукции, валовой и товарной продукции и т.д. Суть этого метода хорошо видна из следующего примера (табл. 3.6, в которой приведены исходные данные и необходимые для последующих расчетов производные показатели - коэффициенты с размерностью руб./руб.). Поясним прежде всего экономическое содержание производных показателей-коэффициентов, значения которых приведены в стр. 6-9 табл. 3.6. Коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота показывает, сколько рублей произведенной валовой продукции приходится на 1 руб. валового оборота. В примере этот коэффициент в августе сократился по сравнению с июлем на 3,0 коп./руб. Это означает, что соответственно выросла стоимость внутризаводского оборота. Обратная величина рассматриваемого коэффициента носит название коэффициента внутрипроизводственного комбинирования, приблизительно характеризующего число стадий производственного процесса, которые проходит исходный предмет труда до превращения в окончательный результат производства (в примере коэффициенты внутрипроизводственного комбинирования соответственно равны 1,709 и 1,901, что свидетельствует о некоторых изменениях в организации производственного процесса, вызвавших рост числа стадий переработки). Коэффициент товарности непосредственно характеризует стоимость товарной продукции, приходящейся на 1 руб. валовой продукции. В примере этот коэффициент снизился на 4,8 коп./руб. Это свидетельствует о росте стоимости элементов, не входящих в состав товарной продукции, что, возможно, является негативной оценкой качества оперативного внутрипроизводственного планирования, поскольку означает относительное увеличение ^остатков незавершенного производства и полуфабрикатов (они не входят в объем товарной продукции). Коэффициент отгрузки, характеризуя соотношение стоимости отгруженной и товарной продукции, является косвенной характеристикой качества работы управленческого подразделения, ответственного за своевременный сбыт готовой продукции. Рост этого коэффициента по данным примера на 0,7 коп./руб. свидетельствует о некотором сокращении запасов готовых изделий на складах фирмы. 95 Таблица 3.6 Взаимосвязь показателей производства и реализации продукции Номер строки Показатель Условное обозначение Июль Август Изменение
абсолютное в процентах А Б В 1 2 3 4 1 Валовой оборот, млн руб. ВО 1333 1418 +85 106,4 2 Валовая продукция, млн руб. ВП 741 746 +5 100,7 3 Товарная продукция, млн руб. ТП 767 736 -30 96,0 4 Отгруженная продукция, млн руб. ОП 765 740 -25 96,7 5 Реализованная продукция, млн руб. РП 763 765 +2 100,3 6 Коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота (стр. 2 : стр. 1) ВП : ВО 0,556 0,526 -0,030 94,6 7 Коэффициент товарности (стр. 3 : стр. 2) ТП : ВП 1,035 0,987 -0,048 95,4 8 Коэффициент отгрузки (стр. 4: стр. 3) ОП : ТП 0,998 1,005 +0,007 100,7 9 Коэффициент реализации (стр. 5 : стр. 4) РП : ОП 0,997 1,034 +0,037 103,7 96 Коэффициент реализации, характеризуя соотношение стоимости отгруженной и реализованной продукции, в рассматриваемом примере довольно значительно увеличился в августе по сравнению с июлем (на 3,7%). Следовательно, на I руб. отгруженной продукции выручка от реализации возросла на 3,7 коп./руб. Можно предположить, что финансовые службы фирмы в августе значительно улучшили свою работу по контролю за своевременностью поступления платежей от покупателей (в июле выручка от реализации на 1 руб. отгруженной продукции составляла 99,7 коп., а в августе - 103,4 коп.). Следующим этапом экономико-статистического анализа может быть решение вопроса о том, какова мера влияния изменения отдельных факторов на изменение общего объема выручки от реализации продукции. Для решения этой задачи в рассматриваемом примере можно использовать мультипликативную модель1 вида: РП = РП ОП · ОП ТП · ТП ВП · ТП ВО = a · b · c · d · e. Понятно, что, исходя из сказанного ранее о мультипликативных моделях, относительная мера влияния изменения каждого из факторов на изменение выручки от реализации может быть представлена в виде произведения соответствующих индексов изменения каждого фактора. В примере получим: 1,003 = 1,037 · 1,007 · 0,954 · 0,946 · 1,064. Для оценки влияния абсолютного изменения каждого из факторов на абсолютное изменение результативного показателя (объем реализованной продукции в примере увеличился в августе по сравнению с июлем на 2,0 млн руб.) необходимо выполнить ряд расчетов по алгоритму, суть которого ясно видна из следующих расчетов. 97 1. Вследствие увеличения коэффициента реализации на 3,7 коп. на 1 руб. стоимость реализованной продукции возросла на 27 млн руб. (а1 – а0)b1c1d1е1 = (+0,037) · 1,005 · 0,987 · 0,526 · 1418 = +27. 2. Вследствие увеличения коэффициента отгрузки на 0,7 коп./руб. стоимость реализованной продукции возросла на 5 млн руб. а0(b1 - b0)c1d1e1 = 0,997 · (+0,007) · 0,987 · 0,526 · 1418 = +5. 3. Вследствие уменьшения коэффициента товарности на 4,8 коп./руб. стоимость реализованной продукции уменьшилась на 36 млн руб. а0b0(c1 - c0)d1e1 = 0,997 · 0,998 · (-0,048) · 0,526 · 1418 = -36. 4. Вследствие роста коэффициента внутрипроизводственного комбинирования (уменьшения "отдачи" валового оборота) стоимость реализованной продукции уменьшилась на 44 млн руб. a0b0c0(d1 – d0)e1 = 0,997 · 0,998 · 1,035 · 0,030 · 1418 = -44. 5. Вследствие роста объема валового оборота на 85 млн руб. стоимость реализованной продукции в августе возросла по сравнению с июлем на 50 млн руб. а0b0с0d0 = (е1 - е0) = 0,997 · 0,998 · 1,035 · 0,556 · (+85) = +50. Как и следовало ожидать, алгебраическая сумма изменений результативного показателя вследствие изменений величин отдельных факторов (разумеется, с учетом округления полученных величин) равна общему его изменению: (+27) + (+5) + (-36) + (-44) + (+85) = +2 млн руб. Используя результаты выполненных здесь расчетов, можно сделать и некоторые дополнительные выводы. Так, можно сгруппировать оценки влияния отдельных факторов на изменение объема реализованной продукции и определить долю этого влияния как в сторону увеличения, так и в сторону снижения общей величины стоимости реализованной продукции. 98 Поскольку сумма трех слагаемых со знаками плюс составляет 82 млн руб. (5 + 27 + 50), а со знаками минус - 80 (36 + 44), несложно подсчитать долю каждого фактора в общем изменении результативного показателя в направлении как его роста, так и снижения: Фактор Вклад в абсолютное изменение, млн руб. Доля, в % к итогу 1 2 3 Коэффициент реализации Коэффициент отгрузки Объем валового оборота +27 + 5 +50 32,9 6,1 61,0 Итого +82 100,0 4 5 Коэффициент товарности Коэффициент внутрипроизводственного комбинирования -36 -44 45,0 55,0 Итого -80 100,0 Отметим, что вряд ли имел бы смысл расчет долей приростов вследствие изменения каждого фактора по отношению к общей величине прироста (+2 млн руб.) в силу различий знаков у отдельных величин (так, доля суммарного прироста за счет положительно действующих факторов составила бы при таком расчете: 82/2 = +41,0 раз, а за счет отрицательно действующих факторов - 80/2 = -40,0 раз, хотя выраженная в процентах алгебраическая сумма этих двух величин и была бы равной 100%). Более содержательным в таких условиях является ответ на вопрос о вкладе каждого фактора в относительное изменение (прирост или уменьшение) результативного показателя. Для ответа на этот вопрос достаточно оценку влияния изменения каждого из факторов в абсолютном выражении (миллионах) с учетом знака разделить на величину результативного показателя в базисном периоде (в примере табл. 3.6 стоимость реализованной продукции в июле составляла 763 млн руб., а темп прироста этого показателя +0,3%). Проделав необходимые расчеты, получим: (+27)/763 + (+5)/7,3 + (- 36)/763 + (- 44(/763 + (+50)/763 = = 0,0354 + 0,0066 - 0,0472 - 0,0577 - 0,0655 = 0,0026, или округленно - 0.3%. 99 Показатели валового оборота, валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции базируются на данных бухгалтерского учета, отображающих стоимость продукта в ценах, включающих отдельные элементы издержек производства: затраты предметов труда (С1), затраты, связанные с применением средств труда, - амортизационные отчисления (С2), затраты, связанные с использованием живого труда (V), и включенную в цену прибыль (М). Таким образом, стоимость продукта (Р) может быть представлена формулой Р = С1 + С2 + V + М. В цену продукта входят издержки, связанные с потреблением в производственном процессе сырья, материалов, топлива, энергии и других элементов, представляющих с точки зрения фирмы издержки ранее овеществленного вне ее пределов труда. В целях внутрифирменного планирования в ряде случаев можно использовать показатели, характеризующие затраты живого труда в натуральных или денежных измерителях, вновь созданную живым трудом стоимость (чистую продукцию фирмы, являющуюся частью национального дохода на макроэкономическом уровне) и, наконец, стоимость, добавленную обработкой (условно-чистую продукцию), добавленную стоимость, являющуюся частью валового внутреннего продукта на макроэкономическом уровне. Отметим далее, что цена единицы товара данного вида для производящей этот товар фирмы всегда играет роль некоторого нормативного уровня затрат, на который фирма должна ориентироваться, калькулируя размеры затрат по отдельным элементам, определяя допустимый уровень расходов по отдельным подразделениям и т.д. В конечном счете оказывается, что в ходе внутрифирменного планирования и учета результатов, полученных ее отдельными подразделениями, фирма должна применять показатели объема производства, основная задача которых - отображать величину вклада каждого подразделения и фирмы в целом в общую величину стоимости продукта, включающего и стоимость овеществленного вне пределов фирмы общественного труда. Заметим также, что затраты живого труда в натуральных измерителях будут выражены показателями использования рабочего времени -t (в человеко-часах, человеко-днях или человеко- 100 годах), а в денежных измерителях - через величины затрат оплаты труда (на единицу труда - S и на весь объем продукции (q) фирмы за данный период - ΣqtS = V). Таким образом, соотношения и взаимосвязи показателей объема продукции и системы показателей объема производства можно представить в виде следующей схемы (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Система показателей объема производства В практических расчетах всегда исходят из нормативной калькуляции, определяющей цену единицы и соответственно стоимость всей продукции (Р). Если из этой величины последовательно вычитать предусмотренные нормативной калькуляцией величины отдельных элементов затрат, то можно получить нормативно-условно-чистую продукцию (НУЧП), нормативную себестоимость обработки (НСО), нормативно-чистую продукцию (НЧП), продукцию в нормативах затрат заработной платы (НЭП) и, наконец, нормативную трудоемкость (НТ). Если же исходить из фактической цены (стоимости) продукции и фактических затрат по элементам, аналогично можно получить все фактические показатели объема производства (УЧП, ЧП, СО, ЗП, Т). Таким образом, мы проследили весь цикл формирования производственного результата деятельности фирмы. Завершающей 101 стадией цикла является реализация продукции. Следует обратить внимание на одно важное обстоятельство, связывающее производственные и финансовые результаты деятельности фирмы: реализация продукции учитывается на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", особенностью которого является отражение по дебету и кредиту счета одинакового объема реализации, но в разных оценках ( по дебету в сумме фактических затрат и налога на добавленную стоимость). Финансовый результат хозяйственной деятельности фирмы определяется как разница между оборотами. Превышение оборота по дебету означает убыток, превышение оборота по кредиту - прибыль.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАТУРАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННЫЕ И СТОИМОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВА» з дисципліни «Економіка і статистика фірм»