Налоговая система является одним из важнейших элементов экономической инфраструктуры, в рамках которой протекает коммерческая деятельность юридических и физических лиц. Налоговая система состоит, в свою очередь, из двух относительно самостоятельных подсистем: системы налогов и системы налоговых органов. В России система налоговых органов представлена службами Государственной налоговой инспекции и службами налоговой полиции. Основные функции налоговых инспекций - учет налогоплательщиков, контроль за правильностью и своевременностью начисления и уплаты ими причитающихся налоговых сумм, проведение в необходимых случаях камеральных или с выездом на место проверок правомерности действий налогоплательщиков. Основной функцией налоговой полиции являются содействие органам налоговой инспекции в их повседневной деятельности, обеспечение безопасности работников налоговых служб в процессе 45 выполнения ими своих служебных обязанностей и, наконец, проведение специальных налоговых расследований по поручению налоговых служб или по собственной инициативе. Права, обязанности и взаимоотношения налоговых служб с налогоплательщиками (субъектами налогообложения) определяются соответствующими законами и подзаконными актами (положениями, инструкциями и т.п.). Предприниматель должен учитывать, что налоговым службам предоставлены права взыскивать в бесспорном порядке недоимки по налогам, налагать на недоимщиков штрафы, начислять пени за просрочку выплаты налогов и налагать аресты на расчетные счета фирм - злостных нарушителей налогового законодательства. Действующая в России в настоящее время система налогов организована применительно к существующей бюджетной системе, в связи с чем включает налоги трех уровней: федеральные, субъектов федерации и муниципальные. Федеральные налоги вводятся в действие законами Российской Федерации, которые обязательны для применения всеми субъектами федерации. Налоги субъектов федерации вводятся путем принятия законодательными органами республик, автономных республик и других автономий соответствующих законов, а другими субъектами федерации - путем принятия законов или постановлений. Постановлениями местных органов власти и управления вводятся в действие и муниципальные налоги. Любой налог, устанавливаемый в порядке, предусмотренном законом, - обязательный платеж в государственный (федеральный) и другие бюджеты. Пропорции распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней (государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации, бюджеты муниципальных органов) устанавливаются в каждом законе. В том же законе определяются: субъекты налогообложения (физические или юридические лица), порядок определения налогооблагаемой базы, т.е. величины того или иного экономического показателя, по которому определяются сумма налога, ставки налогообложения и сроки платежей налога. Любой налог - специфическая форма финансовых взаимоотношений, связанная с распределением части стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода между субъектами налоговых отношений. Налоги в принципе должны выполнять одновременно ряд функций: 46 фискальную - служить инструментом пополнения дохода бюджетов всех уровней; контрольную - служить орудием государственного контроля за процессами формирования и использования денежных доходов хозяйствующих субъектов и отдельных лиц; регулирующую - через систему льгот и "ужесточений" формировать народнохозяйственные (макроэкономические) и отраслевые (микроэкономические) пропорции в интересах всего общества и отдельных социальных групп населения. Различают налоги прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются хозяйствующими структурами за счет их текущих доходов и включаются в издержки производства и обращения, в операционные расходы страховых компаний, банков и других структур коммерческого характера. Косвенные налоги не включаются в издержки плательщика налога, а входят в цену товара (продукта, услуги) и покрываются в конечном счете потребителем, когда уплачиваются, как правило, производителем товара данного вида. Наиболее распространенными видами федеральных прямых налогов в России являются: налог на имущество, налог на землю, на операции с капиталом, налог на транспортные средства и др. К косвенным налогам следует относить налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы - специальные надбавки к цене конкретных видов товаров (легковые автомобили отечественного производства, спиртные напитки, нефтепродукты и многое другое). Фактически роль косвенных налогов играют и таможенные пошлины импортные, вводимые в целях защиты интересов отечественных производителей аналогичных товаров, и экспортные, цель которых изъять в доход государства сверхприбыль, образующуюся за счет различий в издержках производства и ценах реализации товаров на отечественном и мировом рынках. Особую группу образует налог на прибыль (доход) юридических лиц, а также подоходный налог с населения, в том числе и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. В зависимости от конкретных особенностей законодательства в группу прямых налогов могут быть отнесены сборы за оказание предпринимателями регистрационных и нотариальных услуг, а к числу личных налогов - налог на сделки по купле-продаже имущества, налоги на наследство, дарение имущества и др. Формально не включаются в состав налогов обязательные платежи хозяйствующих субъектов в специализированные государственные 47 внебюджетные фонды (фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд, специальные фонды развития и поддержания отдельных отраслей народного хозяйства), которые включаются в текущие издержки производства и обращения хозяйствующих единиц всех типов и форм собственности. Примерами муниципальных налогов могут служить вводимые в отдельных регионах школьный налог, налог на пользователей автодорог, транспортный налог и многие другие. Налоговые платежи взимаются с налогоплательщиков по установленным законами налоговым ставкам. Налоговые ставки могут быть пропорциональными, когда налоговая ставка, устанавливаемая в процентах или долях единицы, остается неизменной независимо от величины налогооблагаемой базы (например, 35% величины фактически полученной прибыли); прогрессивными, когда ставка увеличивается с ростом налогооблагаемой величины (например, подоходный налог с физических лиц, если налогооблагаемый доход превышает установленные законом пороговые размеры); дегрессивными, если ставки налогов растут с ростом базовой налогооблагаемой величины, но каждый последующий прирост ставки меньше, чем предыдущий; регрессивными, если ставка налога уменьшается при увеличении налогооблагаемой величины. В некоторых случаях налоговые ставки могут быть установлены и в виде фиксированной рублевой величины налога на каждую единицу облагаемого объекта (таковы, например, так называемые рентные ставки, применяемые в горнодобывающей промышленности). В законодательном порядке устанавливаются и сроки уплаты налога плательщиками. Они могут либо взиматься по истечении некоторого фиксированного периода времени (месяц, квартал, год), либо вноситься в порядке авансовых платежей несколько раз в течение периода с последующим уточнением взаиморасчетов фирмы с налоговой службой с учетом фактически полученных в течение периода результатов деятельности. Периодичность .уплаты налогов зависит, как правило, от размеров налоговых платежей. Чем больше подлежащая уплате сумма налога, тем чаще стремятся взимать его органы налоговой службы. 48 Варьируя ставки и сроки уплаты налогов, государство может чисто экономическими методами воздействовать на отдельных субъектов экономической деятельности, стимулируя или побуждая их действовать в народнохозяйственных интересах. Более избирательное действие государства осуществляется путем предоставления некоторым субъектам экономических отношений налоговых льгот, отсрочек или уменьшения величины части налогооблагаемой базы при условии использования соответствующих финансовых ресурсов на твердо обусловленные цели (инвестиции в развитие производства, благотворительность и т.п.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ» з дисципліни «Економіка і статистика фірм»