ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Економіка природокористування

Учет природных ресурсов, государственные кадастры природных ресурсов
Эффективное управление природопользованием возможно только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах России. Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах, формах государственного учета и отчетности об их использовании (табл. 5).
Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые элементы отраслевых кадастров: государственную регистрацию природопользователей, количественный учет природных ресурсов, их бонитировку и экономическую оценку. Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.
Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периодический учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов, делятся на исходные и расчетные.
Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:
1) натуральные показатели:
• объем запасов, количество природного ресурса в границах природного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.),
объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, кубических метров/год, гектаров/год),
потери природного ресурса при добыче и переработке,
выход полезной продукции в удельном и валовом измерении,
расстояние транспортировки природного ресурса и продукции, полученной в результате первичной переработки,
сроки эксплуатации запасов,
количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых);
2) экономические показатели:
цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков),
цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов,
издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса,
стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используемых, но подвергаемых негативному воздействию.
В результате расчетов экономической оценки природных ресурсов определяются следующие показатели: |
1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в границах рассматриваемого природного объекта:
собственно рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),
воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов),
суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя,
2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в расчете на единицу количества его запасов:
удельная рента.
удельная воспроизводственная оценка,
удельная суммарная оценка;
3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов):
воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении,
стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении.
Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой управления, хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме.
В настоящее время они имеют ряд существенных недостатков:
кадастры охватывают не все природные ресурсы и объекты;
информация о природных ресурсах, в основном, носит ведомственный характер;
не определен порядок пользования ведомственной информацией, составляющей основу кадастров, многие данные являются закрытыми даже для использования их органами государственной власти и управления в регионах, не установлен также единый порядок оплаты или бесплатного доступа к этой информации для заинтересованных организаций;
показатели отдельных кадастров трудно сопоставимы или совсем несопоставимы друг с другом по содержанию. Даже имея данные по отдельным природным ресурсам на отдельной территории, весьма затруднительно сделать вывод о взаимосвязи возможностей их использования; формы хранения и обновления информации также различны и не сравнимы (вид носителя, масштабы, степень сжатия, программное обеспечение и т.п.);
в большинстве отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффективность использования ресурса на данной территории;
в существующих кадастрах практически не предусмотрена возможность переоценки природных ресурсов при изменении социально-экономических условий производства и потребления;
при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается экологический фактор.

Таблица 5
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ, УЧЕТА И КАДАСТРОВ
Наименование ресурса

Государственные формы
Учетов Отчетности Кадастров
1 . Воздух ПОД-1 ПОД-2 ПОД-3 2-ТП воздух (годовая)
2. Вода ПОД- 11
ПОД- 12 ПОД- 13 2-ТП водхоз (годовая) Водный кадастр
3. Земля, недра,
отходы
Форма Статуправления: Земельный
кадастр

2-ТП Токсичные отходы

Формы Облкомзема

22 Отчет о наличии земель

22-а Отчет о наличии орошаемых земель

22-б Отчет о наличии осушаемых земель

22-г Отчет о землях городов

2-ТП Рекультивация

Формы Геолкома:

5-гр Общ. баланс запасов полезных ископаемых за год

Форма Минприроды:

1 Землеустройство
4. Животный мир
2-ТП Охота
5. Растительные ресурсы
Используются данные из форм

Управления лесного хозяйства и

"Вятский лес" (переписывают в

собственную таблицу):

Форма 1-лх

Форма 5-лх

Форма 7-лх

Форма 12-лх

Форма 10-лх
6. Экономика
Формы:
1 Экофонд
18-кс

4-ос

1-Н (налоги)

2-ТП воздух

2-ТП водхоз
Все это требует создания более совершенной информационной базы для принятия управленческих решений в сфере охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов. По нашему мнению, система информационного обеспечения должна формироваться и развиваться в рамках комплексного территориального кадастра природных ресурсов (КТКПР). КТКПР представляет собой государственный свод данных о природных ресурсах и природных объектах в территориальном разрезе, необходимых для принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития территорий, налогообложения и обеспечения рационального природопользования.
Создание такой системы должно происходить на основе единого организационного, методического, метрологического, нормативного и программного подхода к формированию базы данных.
КТКПР формируются для принятия решений в эколого- ресурсной сфере:
по развитию и размещению производительных сил;
проведению функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентации использования ресурсов территории;
обеспечению экономической и экологической безопасности;
реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;
налогообложению;
разграничению компетенций по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления;
комплексу вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.
Учету и оценке в комплексных кадастрах природных ресурсов (объектов) подлежат:
ресурсы земель, используемых в хозяйственной деятельности и социальной сфере, резервные и неиспользуемые земельные площади;
ресурсы недр - полезные ископаемые минерального и органического происхождения;
поверхностные и подземные воды, естественные и искусственные водные объекты;
ресурсы растительного и животного мира (в т.ч. лесные ресурсы и лесные массивы, охото-хозяйственные ресурсы и охотничьи угодья, промысловые ресурсы внутренних водоемов, промысловые ресурсы морей и шельфа);
ресурсы (природные объекты) рекреационного и социально-культурного назначения;
особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы), геологические образования и биологические объекты (редкие и исчезающие виды животных и растений)
природные ресурсы (природные объекты) населенных пунктов и на их территориях предприятий и организаций;
вторичные ресурсы и места захоронения отходов производства и потребления;
климатические ресурсы территорий;
ресурсы, образующиеся под воздействием солнечной энергии и гравитационных сил.
Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических и иных карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально — экономической оценки.
Перечень обязательных кадастровых показателей по характеристикам каждого вида природного ресурса разрабатывается Министерством природных ресурсов Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей природной среды и утверждается МПР России. Перечень дополнительных кадастровых показателей необходимых для территориального управления, устанавливают органы государственного управления субъектов Федерации в зависимости от природно-ресурсной и хозяйственной специфики конкретной территории.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учет природных ресурсов, государственные кадастры природных ресурсов» з дисципліни «Економіка природокористування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ІНДИКАТИВНЕ ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙ
ФІНАНСОВА ДІЯЛЬНІСТЬ У СИСТЕМІ ФУНКЦІОНАЛЬНИХ ЗАВДАНЬ ФІНАНСОВОГО...
Визначення життєвого циклу проекту
Якість створення продукту
Аудит звітності з податку на прибуток


Категорія: Економіка природокористування | Додав: koljan (19.08.2012)
Переглядів: 1847 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП