Учет природных ресурсов, государственные кадастры природных ресурсов
Эффективное управление природопользованием возможно только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах России. Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах, формах государственного учета и отчетности об их использовании (табл. 5). Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике. Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны. Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые элементы отраслевых кадастров: государственную регистрацию природопользователей, количественный учет природных ресурсов, их бонитировку и экономическую оценку. Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала. Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периодический учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов, делятся на исходные и расчетные. Исходные показатели делятся на натуральные и экономические: 1) натуральные показатели: • объем запасов, количество природного ресурса в границах природного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.), объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, кубических метров/год, гектаров/год), потери природного ресурса при добыче и переработке, выход полезной продукции в удельном и валовом измерении, расстояние транспортировки природного ресурса и продукции, полученной в результате первичной переработки, сроки эксплуатации запасов, количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых); 2) экономические показатели: цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков), цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов, издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса, стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используемых, но подвергаемых негативному воздействию. В результате расчетов экономической оценки природных ресурсов определяются следующие показатели: | 1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в границах рассматриваемого природного объекта: собственно рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход), воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов), суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя, 2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в расчете на единицу количества его запасов: удельная рента. удельная воспроизводственная оценка, удельная суммарная оценка; 3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов): воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении, стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении. Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой управления, хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме. В настоящее время они имеют ряд существенных недостатков: кадастры охватывают не все природные ресурсы и объекты; информация о природных ресурсах, в основном, носит ведомственный характер; не определен порядок пользования ведомственной информацией, составляющей основу кадастров, многие данные являются закрытыми даже для использования их органами государственной власти и управления в регионах, не установлен также единый порядок оплаты или бесплатного доступа к этой информации для заинтересованных организаций; показатели отдельных кадастров трудно сопоставимы или совсем несопоставимы друг с другом по содержанию. Даже имея данные по отдельным природным ресурсам на отдельной территории, весьма затруднительно сделать вывод о взаимосвязи возможностей их использования; формы хранения и обновления информации также различны и не сравнимы (вид носителя, масштабы, степень сжатия, программное обеспечение и т.п.); в большинстве отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффективность использования ресурса на данной территории; в существующих кадастрах практически не предусмотрена возможность переоценки природных ресурсов при изменении социально-экономических условий производства и потребления; при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается экологический фактор.
Таблица 5 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ, УЧЕТА И КАДАСТРОВ Наименование ресурса
Государственные формы Учетов Отчетности Кадастров 1 . Воздух ПОД-1 ПОД-2 ПОД-3 2-ТП воздух (годовая) 2. Вода ПОД- 11 ПОД- 12 ПОД- 13 2-ТП водхоз (годовая) Водный кадастр 3. Земля, недра, отходы Форма Статуправления: Земельный кадастр
2-ТП Токсичные отходы
Формы Облкомзема
22 Отчет о наличии земель
22-а Отчет о наличии орошаемых земель
22-б Отчет о наличии осушаемых земель
22-г Отчет о землях городов
2-ТП Рекультивация
Формы Геолкома:
5-гр Общ. баланс запасов полезных ископаемых за год
Форма Минприроды:
1 Землеустройство 4. Животный мир 2-ТП Охота 5. Растительные ресурсы Используются данные из форм
Управления лесного хозяйства и
"Вятский лес" (переписывают в
собственную таблицу):
Форма 1-лх
Форма 5-лх
Форма 7-лх
Форма 12-лх
Форма 10-лх 6. Экономика Формы: 1 Экофонд 18-кс
4-ос
1-Н (налоги)
2-ТП воздух
2-ТП водхоз Все это требует создания более совершенной информационной базы для принятия управленческих решений в сфере охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов. По нашему мнению, система информационного обеспечения должна формироваться и развиваться в рамках комплексного территориального кадастра природных ресурсов (КТКПР). КТКПР представляет собой государственный свод данных о природных ресурсах и природных объектах в территориальном разрезе, необходимых для принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития территорий, налогообложения и обеспечения рационального природопользования. Создание такой системы должно происходить на основе единого организационного, методического, метрологического, нормативного и программного подхода к формированию базы данных. КТКПР формируются для принятия решений в эколого- ресурсной сфере: по развитию и размещению производительных сил; проведению функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентации использования ресурсов территории; обеспечению экономической и экологической безопасности; реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий; налогообложению; разграничению компетенций по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления; комплексу вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов. Учету и оценке в комплексных кадастрах природных ресурсов (объектов) подлежат: ресурсы земель, используемых в хозяйственной деятельности и социальной сфере, резервные и неиспользуемые земельные площади; ресурсы недр - полезные ископаемые минерального и органического происхождения; поверхностные и подземные воды, естественные и искусственные водные объекты; ресурсы растительного и животного мира (в т.ч. лесные ресурсы и лесные массивы, охото-хозяйственные ресурсы и охотничьи угодья, промысловые ресурсы внутренних водоемов, промысловые ресурсы морей и шельфа); ресурсы (природные объекты) рекреационного и социально-культурного назначения; особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы), геологические образования и биологические объекты (редкие и исчезающие виды животных и растений) природные ресурсы (природные объекты) населенных пунктов и на их территориях предприятий и организаций; вторичные ресурсы и места захоронения отходов производства и потребления; климатические ресурсы территорий; ресурсы, образующиеся под воздействием солнечной энергии и гравитационных сил. Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических и иных карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально — экономической оценки. Перечень обязательных кадастровых показателей по характеристикам каждого вида природного ресурса разрабатывается Министерством природных ресурсов Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей природной среды и утверждается МПР России. Перечень дополнительных кадастровых показателей необходимых для территориального управления, устанавливают органы государственного управления субъектов Федерации в зависимости от природно-ресурсной и хозяйственной специфики конкретной территории.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учет природных ресурсов, государственные кадастры природных ресурсов» з дисципліни «Економіка природокористування»