ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища

Штрафы в системе управления природопользованием и охраной окружающей среды
Штрафы являются одной из распространенных мер воздействия в экологических составах правонарушений. Наиболее широкое распространение штрафные санкции имеют как вид административно-правовой и в более редких случаях – уголовной ответственности за экологические правонарушения. В соответствии с нормами административного права наложение штрафа не освобождает виновных от обязательства возмещения причиненного вреда, т.е. штрафы сами по себе являются мерой наказания, а не компенсации. Поэтому сумма штрафа теоретически может превышать причиненный вред, но практически бывает значительно меньше его, или штраф налагается при отсутствии какого-либо фактического вреда, лишь по факту самого правонарушения.
Практически все законодательные акты Российской Федерации в области экологического, земельного, водного, лесного права, а также санитарное законодательство, имеющее особое значение для обеспечения экологической безопасности населения, содержат разделы или главы, определяющие штрафные санкции за соответствующие правонарушения.
Вплоть до 2002 г. во многих законодательных актах непосредственно указывались размеры штрафов (с дифференциацией по субъектам правонарушений) и органы (или должностные лица), уполномоченные налагать указанные штрафы. Это было обусловлено отсутствием соответствующих норм административного права, поскольку длительное время продолжал действовать Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. Кроме того, по старому Кодексу об административных правонарушениях, унаследованному от советского периода, штрафы могли налагаться только на граждан и должностных лиц, в то же время юридические лица и индивидуальные предприниматели как субъекты правонарушений в кодексе не были представлены.
В настоящее время в законодательных актах в сфере природопользования и охраны окружающей среды конкретные размеры штрафов не указаны, а приводится отсылка на соответствующие нормы административного права. С 1 июля 2002 г. введен Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 г. № 195-ФЗ, который представляет собой принципиально новый законодательный акт и устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях (в том числе в области охраны окружающей природной среды и природопользования), содержит много новых норм и положений, разработанных с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, действующей Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.
Новым Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это же правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом к должностным лицам по закону относятся не только лица, осуществляющие функции представителя власти, руководители и другие работники органов и организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, но лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели.
Правовые нормы, определяющие штрафные санкции за нарушение экологических требований и требований рационального использования природных ресурсов, содержатся в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования», а нормы, определяющие полномочия государственных органов и должностных лиц по наложению штрафов, – в главе 23 «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях». По своему содержанию глава 8 отражает составы административных правонарушений, обеспечивающие экологическую безопасность населения и охраняющие от нарушений природные объекты и комплексы.
Хотя глава 8 (как и все главы Кодекса об административных правонарушениях) не имеет внутренних подразделов, в ней можно условно выделить несколько последовательно изложенных групп статей, содержащих нормы:
– общего назначения (ст. 8.1–8.5);
– обеспечивающие охрану и рациональное использование земель (ст. 8.6–8.8);
– обеспечивающие охрану и рациональное использование недр (ст. 8.9–8.11);
– обеспечивающие охрану и рациональное использование водных объектов (ст. 8.12–8.20);
– обеспечивающие охрану атмосферного воздуха (ст. 8.21–8.23);
– обеспечивающие охрану и рациональное использование лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24–8.32);
– обеспечивающие охрану и рациональное использование ресурсов животного и растительного мира (ст. 8.33–8.38);
– охраняющие природные объекты и природные комплексы на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39);
– охраняющие окружающую среду от воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы (ст. 8.40).
Большинство составов административных правонарушений в главе 8 содержит нормы, отсылающие к действующим правилам, требования которых нарушаются. Такие правила содержатся в федеральных законах, постановлениях Правительства, нормативно-правовых актах, представленных приказами и постановлениями министерств и ведомств, обязательными к применению. Сводный перечень основных статей главы 8 Кодекса об административных правонарушениях, регламентирующих штрафы за правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды с указанием размеров штрафов, кратных (за отдельными исключениями) минимальным размерам оплаты труда, и органов, наделенных полномочиями налагать эти штрафы, представлен в табл. 1.
Самостоятельную группу составляют правонарушения в области природопользования, связанные с самовольным занятием природных объектов, под которыми понимается овладение природным объектом и его использование без соответствующего разрешения компетентных органов государства. Порядок выделения природных объектов в собственность, владение, пользование, аренду, получения лицензий на использование природных ресурсов регулируется природно-ресурсным законодательством (включая Земельный, Лесной, Водный кодексы, Федеральные законы «О недрах», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О животном мире») и соответствующими подзаконными актами. Правовые нормы, определяющие штрафные санкции за нарушение этих законодательных и нормативно-правовых актов, содержатся в ст. 7.1–7.10 главы 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» Кодекса об административных правонарушениях (см. табл. 1).
Охрана окружающей среды, ориентированная прежде всего на обеспечение экологически благоприятных условий жизни населения (при существенно меньшем значении других направлений, например, сохранения биоразнообразия и т.п.), тесно связана с санитарным надзором в части обеспечения безопасной среды обитания для здоровья человека. Поэтому при использовании штрафных санкций для обеспечения экологической безопасности целесообразно учитывать возможность наложения штрафов за нарушения санитарного законодательства.
Правовые нормы, определяющие штрафные санкции за нарушение требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения, содержатся в ст. 6.3–6.5 главы 6 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» (см. табл. 1). Особого внимания заслуживает ст. 63 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов», поскольку именно санитарные правила и нормативы (СанПиНы) во многих случаях являются реальной основой для конкретизации норм экологического права (в частности, Федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха») и соответствующих подзаконных актов.

Таблица 1

Сводный перечень статей Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях, регламентирующих наложение штрафов
за правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды

Статьи Кодекса Штрафы в размерах,
кратных минимальному
размеру оплаты труда Государственные органы,
уполномоченные рассматривать дела
по административным правонарушениям
(статьи Кодекса)
на
граждан на
должностных лиц на
юридических
лиц
Глава 8. Правонарушения в области охраны окружающей природной среды
и природопользования
8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов 3–5 5–10 50–100 Органы экологического контроля (23.29)
8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами 3–5 5–10 50–100 Органы экологического контроля (23.29), санитарно-эпидемиологической службы (23.13)
8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами 5–10 10–20 100–200 Органы контроля в области защиты растений (23.16)
8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе:
– невыполнение требований об обязательности государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения;
– осуществление деятельности не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экспертизы;
– незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы

10–15

15–20



30–50

30–50

10–20

400–500

400–500

– Органы экологического контроля (23.29)
8.5. Сокрытие или искажение экологической информации 5–10 10–20 100–200 Органы санитарно-эпидемиологической службы (23.13), контроля за использованием земель (23.21), геологического контроля (23.22), контроля за использованием водных объектов (23.23), охраны и защиты лесного фонда (23.24), гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (23.28), экологического контроля (23.29), регулирования безопасности при использовании атомной энергии (23.33)
8.6. Порча земель:
– самовольное снятие и перемещение плодородного слоя;
– уничтожение плодородного слоя, порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами, отходами производства и потребления
10–15

15–20
20–30

30–40
200–300
300–400 Органы контроля за использованием земель (23.21), экологического контроля (23.29), санитарно-эпидемиологической службы (23.13), контроля за химизацией в сельском хозяйстве (23.17)
8.7. Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ 10–15 20–30 200–300 Органы контроля за использованием земель (23.21), охраны и защиты лесного фонда (23.24), горного
и промышленного надзора (23.31)
8.8. Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и других процессов, ухудшающих качественное состояние земель 5–10 10–20 100–200 Органы контроля
за использованием земель (23.21), охраны и защиты лесного фонда (23.24)
8.9. Нарушение требований
по охране недр и гидроминеральных ресурсов 5–10 10–20 100–200 Органы геологического контроля (23.22), горного
и промышленного надзора (23.31)
8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр:
– выборочная отработка месторождений полезных ископаемых, иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям;
– невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин
в безопасное состояние

15–20



30–40

40–50

600–800

800–1000 То же
8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр 5–10 10–20 100–200 Органы геологического контроля (23.22), горного
и промышленного надзора (23.31)
8.12. Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов:
– нарушение порядка отвода земельных участков и предоставления лесов в водоохранных зонах;
– нарушение режима использования земельных участков и лесов
в водоохранных зонах



10–15

40–50

20–30



200–300 Органы контроля
за использованием водных объектов (23.23), охраны
и защиты лесного фонда (23.24)
8.13. Нарушение правил охраны водных объектов:
– нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов;
– невыполнение обязанностей
по приведению водных объектов, водоохранных зон в состояние, пригодное для пользования;
– незаконная добыча полезных ископаемых на водных объектах, осуществление молевого сплава леса, нарушение порядка очистки водных объектов;
– нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение, истощение;
– загрязнение ледников, минеральных лечебных ресурсов, особо охраняемых объектов, мест отдыха отходами производства и потребления и захоронение в водных объектах опасных веществ

5–10

10–15

10–15

15–20

20–25

10–20

20–30

20–30

30–40

40–50

100–200

200–300

200–300

300–400

400–500 То же
8.14. Нарушение правил водопользования:
– нарушение правил при заборе воды, сбросе стоков;
– нарушение условий лицензий при добыче полезных ископаемых, возведении и эксплуатации сооружений, осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации трубопроводов, дноуглубительных, взрывных работ и т.п.

5–10

15–20

15–20

30–40

100–200
300–400 Органы контроля
за использованием водных объектов (23.23)
8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных
или водоохранных сооружений
и устройств 5–10 10–20 100–200 Органы контроля
за использованием водных объектов (23.23)
8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов – На капитана 10–50 – Войска пограничной службы (23.10), органы контроля
за использованием водных объектов (23.23)
8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ правил:
– нарушение правил поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, буровых работ либо условий лицензии на водопользование;
– нарушение правил добычи водных биологических ресурсов либо условий лицензий;
– самовольная прокладка или вывод на территорию РФ подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, нарушение правил их прокладки



[0,5–1*)] **)



100–150

[1–1,5*)] **)

150–200**)

1000–2000**)

[2–3*)] **)

2000–3000**) Войска пограничной службы (23.10), органы геологического контроля (23.22), горного
и промышленного надзора (23.31)
8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ:
– нарушение правил проведения исследований, предусмотренных разрешением;
– самовольное изменение
программы морских
научных исследований





100–150

150–200

1000–2000**)

2000–3000**) Войска пограничной службы (23.10), органы геологического контроля (23.22), экологического контроля (23.29)
8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ – 150–200**) 2000–3000**) Войска пограничной службы (23.10), органы геологического контроля (23.22), горного
и промышленного надзора (23.31), контроля за использованием
и охраной водных объектов (23.23)
8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе
и (или) в исключительной
экономической зоне РФ [0,5–1*)] **) [1–1,5*)] **) [2–3*)] **) Войска пограничной службы (23.10), органы геологического контроля (23.22)
8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха:
– выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие
без разрешения;
– нарушение условий разрешения на выброс вредных веществ или вредное физическое воздействие;
– нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ
или использование неисправных
сооружений

20–25

15–20



40–50

30–40

10–20

400–500

300–400

100–200 Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (23.28), экологического контроля (23.29)
8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума – 5–10 – Органы внутренних дел (23.3), экологического контроля (23.29), надзора за техническим состоянием машин (23.25), транспортной инспекции (23.26), морского транспорта (23.28), внутреннего водного транспорта (23.29), по маломерным судам (23.40), регулирования в области авиации (23.42)
8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов с содержанием загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума 1–3 – – То же
8.24. Нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих
в лесной фонд – 10–30 – Органы охраны
и защиты лесного фонда (23.24)
8.25. Нарушение правил лесопользования:
– нарушение правил заготовки живицы или второстепенных лесных ресурсов;
– осуществление лесопользования не в соответствии с предусмотренными в лесорубочном билете или лесном билете целями или требованиями;
– нарушение правил рубок главного и промежуточного пользования, нарушение лесоводственных требований;
– нарушение правил отпуска
древесины на корню

1–3

3–5

3–5

5–10

3–5

5–10

5–10

10–20

30–50

50–100

50–100

100–200 То же
8.26. Нарушение правил осуществления побочного:
– сенокошение, выпас скота без лесного билета, без пастуха
на неогороженных пастбищах,
нарушение сроков или выпаса;
– самовольный сбор, порча либо уничтожение лесной подстилки, мха, лишайников, покрова болот;
– размещение ульев, заготовка древесных соков, плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных
и пищевых растений либо неразрешенными способами, либо
с превышением объемов и нарушением сроков, заготовка и продажа растений, в отношении
которых это запрещено

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Штрафы в системе управления природопользованием и охраной окружающей среды» з дисципліни «Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит місцевих податків. Аудит податку з реклами
У Британії сфотографували "нове чудовисько Лохнесське"
Критерії класифікації кредитних операцій
ВВЕДЕННЯ В ДІЮ ОБ’ЄКТІВ ІНВЕСТУВАННЯ
Аудит реалізації сільськогосподарської продукції


Категорія: Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища | Додав: koljan (16.08.2012)
Переглядів: 1265 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП